История Саратовского авиационного завода

 9x9 Герои Саратовского авиационного завода

 9x9 Директора и известные люди Саратовского авиационного завода

 9x9 Именные самолеты

 

Саратовский завод комбайнов - Саратовский авиационный завод


Знамя1 Знамя 2

Довоенный период. Саратовский завод комбайнов.

В 1929 году V Всесоюзный съезд Советов СССР принял решение о строительстве в Саратове завода по производству сельскохозяйственных машин. Выполняя это решение, трест Сельмаш создал 8 июля 1929 года в Саратове бюро по постройке завода сложных молотилок и зерноочистительных машин. Осенью 1929 года были созданы строительные организации – стройбюро Сельмаша, стройбюро промстроительства и контора строительных работ. Участок под строительство завода был выбран на окраине города недалеко от Волги.

Первым объектом на стройке стал дом на жилучастке (около школы № 15). На площадке, где теперь находится кинотеатр «Темп» (построен за 53 дня – отсюда и название), построили бараки, где разместились столовая, контора строительства, рабочее общежитие, магазин.

В мае 1930 года было решено перепрофилировать строящийся в Саратове завод сельскохозяйственных машин на производство комбайнов. Постановлением ВСНХ СССР Саратовский завод комбайнов был включен в список 518 ударных строек пятилетки. Параллельно со строительством жилого поселка велись работы и по закладке производственных корпусов.

26 июня 1930 года (в день открытия XVI съезда ВКП (б)) были заложены фундаменты двух основных цехов завода – механосборочного и ремонтно-инструментального. Этот день стал официальной датой начала строительства Саратовского завода комбайнов.

Строительство Саратовского завода комбайнов:

Стоительство 1 стр2 стр3

 стр4

 

                             стр5

                  

16 декабря 1930 года Президиум ВСНХ СССР рассмотрел вопрос о строительстве Саратовского завода комбайнов и принял решение всемерно форсировать его сооружение. Был назначен срок окончания строительства – 1 января 1932 года.
Параллельно со стройкой велась подготовка кадров рабочих и инженеров, разработка комбайна, впоследствии получившего торговую марку «СЗК».

Помимо заводских корпусов в 1931 году были построены универмаг, фабрика-кухня, дом культуры, жилые дома, баня, детские сады, ясли.

Был построен и кинотеатр Темп.

13 ноября 1931 года прибыл и приступил к выполнению своих обязанностей первый директор Саратовского завода комбайнов Витчинкин Михаил Львович:

 

 

Сборка конвейеров стала последним этапом работы перед пуском завода.
Наконец наступил знаменательный день 31 декабря 1931 года.

В репортаже газеты «Поволжская правда» № 346 за 31 декабря 1931 года рассказывалось:

«4 часа. Под звуки оркестра комбайн вышел из цеха. Открывает митинг начальник строительства Смирнов Иван Никитович:

- Сегодня мы празднуем новую победу. Выпускаем первый комбайн крупнейшего в мире завода комбайнов. Слушай страна, нет больше «Комбайнстроя», есть Саратовский завод комбайнов».

31 декабря 1931 года считается официальной датой рождения Саратовского завода комбайнов им. т. Шеболдаева и Саратовского авиационного завода соответственно.

4 января 1932 года приветственную телеграмму в адрес руководства Саратовского завода комбайнов и его работников направил Иосиф Сталин:

телеграмма Сталина

Приветственная телеграмма И. В. Сталина

 Витчинкин

Стройка была закончена, началось массовое производство сельскохозяйственной техники, основным изделием был комбайн «СЗК». Завод из года в год наращивал производство комбайнов. За первые шесть лет напряжённого труда коллектив завода внёс большой вклад в развитие сельскохозяйственного производства в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке, выпустив более 39000 единиц хлебоуборочной техники.

Комбайн

Комбайн марки «СЗК»

 

В 1932 г. в ФЗУ Саратовского завода комбайнов для обучения на токаря поступил Симонов Кирилл Михайлович, а после окончания продолжил работу на заводе.

Впоследствии токарь Симонов стал знаменитым писателем, драматургом, поэтом Константином Михайловичем Симоновым.

20211217_09454920211217_094601

(фотографии из Музея истории САЗа, подаренные лично К.М. Симоновым)


20 мая 1933 г. на работу в Саратовский завод комбайнов электромонтёром 4 разряда  поступил Борис Федорович Андреев.

прием карт

(фотография из Музея истории САЗа)

О том, что при комбайновом заводе есть кружок самодеятельности, Борис Андреев узнал случайно. Будущего актера попросили построить декорации для спектакля, и он пришел за досками в разгар репетиции. Художественным руководителем драмкружка был один из руководителей и актеров Саратовского драмтеатра Иван Артемьевич Слонов (его имя сейчс носит Саратовский драматический театр).

Юношу сразу заметил художественный руководитель драмкружка Иван Артемевич. Слонов. Внешне сильный, крупный Брис Андреев подходил на роли передовиков производства. Режиссер предложил ему записаться в драмкружок. Слонов учил Броиса Андреева технике речи и показывал приемы, которые помогали вжиться в роль. Вскоре Андреев исполнял все главные роли в заводских спектаклях.

Заметивший успехи и талант Борис Андреева, Слонов И.А. предложил поступить ему на учебу в театральный техникум.

Борис Андреев согласился. В 1933 году Борис Андреев по совету режиссера поступил в Саратовский театральный техникум. Совмещать работу и учебу удавалось с трудом — он даже думал бросить техникум. Однако Слонов убедил дирекцию завода, что Андреев станет знаменитым актером. Администрация пошла на уступки. Чтобы слесарь смог сосредоточиться на учебе, ему снизили количество часов в сменах, а на четвертом курсе и вовсе освободили от работы и назначили стипендию из фонда предприятия. В 1937 году Андреев закончил техникум и получил диплом актера. Он вспоминал: «На всю жизнь останется в моей памяти день, когда я пришел после защиты диплома в родной цех завода. Вместо обычной замасленной спецовки я явился в белой накрахмаленной рубашке, впервые надел галстук. Торчащие вихры были старательно приглажены. Кругом веселые, радостные лица, все поздравляли меня с окончанием». На ежегодном собрании цеха старший слесарь Королев сказал: «В этом году наш завод выпустил 1738 комбайнов и одного актера.  "Желаем тебе успеха в твоей новой работе,  - сказал он мне. - Иди, выступай, покажи, на что способен рабочий при советской власти".

Впоследствии Борис Федорович Андреев стал знаменитым Советским киноактером, народным артистом СССР.

Андреев удостоверение

Андреев

Андреев Борис Федорович

электромонтер Саратовского завода комбайнов с 1933 по 1937 г.

Народный артист СССР (1962 г.)

Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1948, 1950)

 

Волна репрессий коснулась руководства завода. В июле 1937 г. был арестован, а в январе 1938 г. расстрелян директор завода Витчинкин Михаил Львович (реабилитирован в 1957 году).

Причиной ареста Витчинкина М.Л. была эта Телеграмма А.А. Андреева  И.В. Сталину об арестах работников партийно-советского аппарата и МТС. 28 июля 1937 г.

Датировка: 1937.07.28

Источник:

Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание Документы и материалы Том 5 1937 -1939 Книга 1. 1937 Москва РОССПЭН 2004. Стр. 278-279.

Архив: 

РГАСПИ. Ф. 73. Оп. 2. Д. 19. Л. 17—18. Заверенная копия.

163 28 июля 1937 г.1*

Москва, ЦК ВКП(б) т. Сталину.

По ходу дела пришлось дополнительно арестовать следующих работников партийно-советского аппарата:

1) Зам. председателя облисполкома — Эпштейна.

2) Второго секретаря обкома ВКП(б) — Мурашева.

3) Заведующего Торговым отделом обкома — Незнакомова.

4) Заведующего Сельхозотделом обкома — Зеленова.

5) Уполкомзаг Совнаркома — Богородицкого.

6) Директора завода комбайнов — Витчинкина М.Л.

7) Зам. директора областной газеты «Коммунист» — Цмыга С.М.

8) Заведующего ОРПО Саратовского горкома — Непомника.

9) Контролера КПК — Буткаря А.В. и, кроме того, группу работников ОблЗУ. Все они являются активными участниками ликвидируемой Саратовской правотроцкистской организации.

В Саратове есть десятка два крайне плохих МТС. Решили арестовать и судить директоров по двум из них — Синодской и Колышлейской. После допроса директора Синодской МТС Самохина и его помощника по политчасти Зайцева выяснилось, что в этой МТС существовала до последнего времени целая право-кулацкая банда вдохновителей насчитывающая 11 чел. Участники этой группы показали, что ремонт тракторов и комбайнов умышленно срывался. Из 74 тракторов уборке оказались готовы только 14. Эта группа прямо разрушала и выводила из строя трактора к моменту начала полевых работ. При ремонте подбирали заведомо бракованные запчасти, проточку и шлифовку коленчатых валов и поршней проводили вручную пилой, систематически издевались и преследовали стахановцев, создавая им невозможные условия работы, умышленно запутывали учет труда и финансовую отчетность МТС. Видно, что это не локальная группа, а одна из многих. Нити ведут в облзу.

Постараемся использовать это для разоблачения правотроцкистской низовки в МТС и районах. Ввиду общего значения этого дела разрешите эту банду судить как противоколхозных правотроцкистских вредителей в районе Выездной Сессией облсуда, с применением к трем ее участникам: директору МТС Самохину, зам. политотдела Зайцеву и механику МТС Бреусову ВМН. Проведем это быстро.

Андреев.

 

Временно исполняющим обязанности директора Саратовского завода комбайнов с 29 июля 1937 г. был назначен заместитель директора по общим вопросам Новиков Николай Сергеевич.

Новиков Н.С.5848

 

Саратовский завод комбайнов становится Саратовским самолетным заводом.


В связи со все возрастающей угрозой войны, Народный комиссар оборонной промышленности СССР М. Л. Рухимович написал докладную записку о необходимости увеличения артиллерийского производства, где на 2-м листе предлагает для увеличения мощностей для производства 122-мм гаубиц вовлечь еще один крупный завод помимо Уралмашзавода — а именно, Саратовский завод комбайнов.

«...Докладная записка наркома оборонной промышленности СССР М. Л. Рухимовича председателю Комитета обороны при СНК СССР В. М. Молотову о необходимости увеличения мощностей артиллерийского производства для
выполнения дополнительного заказа по артиллерийским системам и стрелковому вооружению 1 июля 1937 г.

Для увеличения мощностей артиллерийского производства является актуальной необходимостью широкое привлечение к производству артсистем заводов гражданского производства НКТП, так как постройка новых заводов даст эффективность, т.е. выпуск артиллерийских систем не ранее, чем через 2-3 года.

Для развития производства 122-мм гаубицы до удовлетворения полной потребности НКО (заявка НКО до 5 тыс. шт. в год) помимо постановки этогопроизводства на Уралмашзаводе необходимо вовлечь еще один крупный завод из системы НКТП.

Таким заводом НКТП считает целесообразным наметить Саратовский завод комбайнов «Саркомбайн». По этому вопросу НКОП обратился в Комитет обороны запиской от 8 июня с. г. № 1045сс. На этом заводе, с добавлением специальных артиллерийских станков и др. видов оборудования, которое вполне можно разместить в корпусах существующего завода, можно организовать механическую обработку и сборку 122-мм гаубиц.

Необходимо будет кооперировать этот завод с одним из артиллерийских головных заводов, имеющих артиллерийскую металлургию на предмет поставки поковок ствола, кожуха и надульника, термически обработанных.»

Народный комиссар оборонной промышленности СССР Рухимович
РГАЭ. Ф. 7515. Оп. 1. Д. 11. Л. 135-138

 

Затем, после Постановления Комитета обороны при СНК СССР от 5.07.1937 г.№ 48сс, начались изменения в сельхознаправлении работы Саркомбайна.

Согласно п.6 этого Постановления:

«Завод «Саркомбайн» с 1.8.1937 г. передать в систему НКОП (Народный комиссариат оборонной промышленности) с освобождением с 1.9.1937 г. от заказов гражданской продукции».

Согласно п.7. этого Постановления:

«НКОП с 1.9.1937 г. приступить к реорганизации и оборудованию завода «Саркомбайн» на производство 122 мм. гаубиц».

Согласно п.11. этого Постановления - в конце 1938 г. объем производства на «Саркомбайне» 122 мм. гаубиц должен составлять до 2500 шт. в год.

 

Народный комиссар тяжелой промышленности СССР В. Межлаук издал приказ № 107сс от 14.07.1937 года, согласно которому (выдержку привожу):

«В соответствии с постановлением Комтета Обороны при СНК Союза ССР за № 48сс от 5 июля 1937 г. , ПРИКАЗЫВАЮ:

23. Передать с 1/VIII-37 г. в систему НКОПа завод Саркомбайн, с освобождением его с 1/1-38 от заказов гражданской продукции.»

На этом приказе В. Межлаук рукописно написал «Написать в Наркомат НКОП. Главку с/х о создании междуведомственной комиссии по приемке и передачи завода».

Таким образом, с 1 августа 1937 г. Саратовский завод комбайнов стал Саратовским артиллерийским заводом.

 

3 гу

 

По НКОП СССР был издан приказ № 00170 от 5 августа 1937 г. за подписью народного комиссара оборонной промышленности Рухимовича, согласно которому дается задание Саркомбайну на выпуск в 1938 г. 300 шт. 122 мм. гаубиц обр. 10/30г. (ОГУ ГАНИСО - фонд № 6729, опись 1, дело 69, л 4,5):

25 августа 1937 г. был составлен АКТ передачи-приемки Саратовского завода комбайнов из ведения Главсельмаша НКТП в ведение III-го ГЛ. УПР. НКОП.

Передача-приемка завода из ведения Главсельмаша НКТП в ведение III-го ГЛ. УПР. НКОП осуществлена по состоянию на 1/VIII 1937 г.

27.08.1937 г. издается Приказ по НКОП № 0185 в целях развертывания работ по созданию артиллерийского производства на заводе «Саркомбайн» (ОГУ ГАНИСО - фонд № 6729, опись 1, дело 69, л. 6, 7), в котором перечисляются мероприятия, со сроками их исполнения, ответственными. Т.е. процесс преобразова ния и создания из Саркомбайна Саратовского артиллерийского завода начался и шел очень серьезно.

Приказ по сарком л.1  Приказ по саркомб л.2


Таким образом, в соответствии с постановлением Комитета обороны при СНК СССР от 5.07.1937 г. № 48сс и приказом № 107сс от 14.07.1937 г. Народного комиссара тяжелой промышленности СССР В. Межлаук Саратовский завод комбайнов был передан с 1.08.1937 г. из состава Главсельмаша в состав III ГУ НКОП СССР (артиллерийское) для производства 122 мм. гаубиц.

Т.е. Саратовский завод комбайнов стал артиллерийским заводом с 1.08.1937 г.

Но, видимо, что-то пошло не по приказам и планам, может, сказались перечисленные выше репрессии.

В декабре 1937 г. судьба Саркомбайна делает резкий поворот, а точнее отрывается от земли и идет на взлет!

3 декабря 1937 г. издается приказ по НКОП СССР № 0259 согласно, которому для организации производства самолета ХАИ-5 (Р-10) Саратовский завод комбайнов передается из III ГУ НКОП СССР (артиллерийское) в I ГУ НКОП СССР (авиационное).

Таким образом, именно 3 декабря 1937 г. можно считать датой рождения Саркомбайна, как авиационного завода или, как в приказе САМОЛЕТНОГО ЗАВОДА!

3 декабря 1937 г. заводчане считают Вторым днем рождения завода —  как авиационного завода!

Ниже приказ № 0259 от 3.12.1937 г. (ГА РФ Ф. Р-8418. Оп.2. Д.29.):

 Приказ 0259 л1 Приказ 0259 л.2

7 декабря 1937 г. издается Постановление Комитета обороны при СНК СССР № 189сс «О постановке производства самолетов ХАИ-5 (Р-10) на Саркомбайне». (ГА РФ. Ф. Р-8418. Оп. 28. Д. 29. Л. 150-168):

 

189сс л..1 189сс л.2

189сс л.3


Таким образом, приказ НКОП СССР № 0259 от 3.12.1937 г. и Постановление КО при СНК СССР № 189 сс от 7.12.1937 г. и дали официальный старт работе Саркомбайна в качестве самолетного (авиационного) завода.

Для дальнейшего развития и реализации этих нормативных документов и преобразования завода в авиационный издается приказ НКОП СССР от 17 декабря 1937 года. № 0270.

Согласно п.1 этого приказа главным инженером Саратовского завода был назначен т. Мирошниченко Николай Яковлевич, который отдал практически всю свою трудовую жизнь нашему заводу, работая главным инженером, главным технологом, а в 1963 г. ему было присвоено звание Героя социалистического труда.

Мирошниченкоf3fe2XLxIkk

 

Согласно п.2. приказа была создана комиссия для определения площадки для аэродрома.

Упоминаемый завод № 135 – это харьковский авиационный завод, где производили ХАИ-5.

Приказ № 0270 (ОГУ ГАНИСО - фонд 6729, опись 1, дело 69):

приказ про аэродром Приказ


25 декабря 1937 г. комиссия по определению места для аэродрома направила докладную записку Наркому оборонной промышленности тов. Кагановичу М.М.

Согласно этой записке были рассмотрены 4 варианта размещения аэродрома.

Выбран был четвертый вариант, как самый оптимальный, где в дальнейшем и был построен аэродром Саратов «Южный»- летно-испытательная станция завода.

К территории Саркомбайна были присоединены земли (20 га), намеченные под строительство зуборезного завода (так написано в документах) – это земли, на которых в дальнейшем была построена новая литейка (цех № 89), цех РТИ (цех № 51), а также располагались многочисленные складские помещения и места хранения вредных отходов (по соседству с заводом зубострогальных станков).

Площадь производственной площадки завода составила 87 га, а площадь аэродрома составила 220 га.

Карта одного из вариантов размещения аэродрома и производственная площадка СЗК.

Карта аэродрома 1937 г.


 

Согласно приказу наркома обороны СССР Л.М. Кагановича от 12.04.1938 г. № 141 «вр.и.о. директора Новиков» вернулся «к исполнению своих прямых обязанностей зам. директора завода по общим вопросам», а директором завода с 12 апреля 1938 года был назначен Малахов Федор Сергеевич, имевшей большой опыт руководства авиастроительными предприятиями.

МалаховnMmbkP1lsI Приказ на Малахова

 

Врио директора Саркомбайна Новиков Н.С в августе 1938 года был назначен начальником строительства и директором авиастроительного завода в п. Семёновка (ныне г. Арсеньев, Приморье). На протяжении более двух десятков лет, вплоть до выхода на пенсию (1959 г.), Новиков Николай Сергеевич возглавлял крупнейшее предприятие рабочего поселка Семёновка. Почетный гражданин г. Арсеньева.

По указанию директора Малахова Ф.С. была проведена полная перепланировка предприятия. Переставлены и смонтированы заново сотни станков, изготовлены тысячи специальных приспособлений, штампов, огромное количество инструмента, создана новая авиационная технология. Был сооружен заводской аэродром. Шла постоянная подготовка новых кадров и повышение квалификации старых кадров.

Перестройка завода от производства комбайнов к производству самолетов шла с большими трудностями.

Аэродром завода в 1,5 км от завода (известный как Саратов «Южный») в 1938 году не был еще готов для испытаний самолетов.

В отчетном докладе говорится, что «…самолеты пришлось возить на аэродром с удаленностью 12 км и он не был приспособлен для сдачи машин. Заводу было разрешено в ангаре держать не больше 4-5 машин и на площадке не более 8 машин. В ангаре отсутствовали какие-либо элементарные условия для проведения работы на самолете, а с ноября месяца было запрещено заниматься даже монтажными работами, ввиду чего в ноябре и декабре месяцах вся работа и переделки по Правительственной Комиссии проводились в высокоморозные дни на воздухе.».

Этот аэродром стал, в дальнейшем, известен, как аэродром Саратов «Центральный».

В 1938 году было выпущено 15 самолетов ХАИ-5 (Р-10) при плане 40 шт.
Оптово-отпускная цена 1938 г. самолета ХАИ-5 (Р-10) составила - 212000 рублей.

В конце октября 1938 года с аэродрома Саратов «Центральный» взлетел первый самолёт — скоростной разведчик ХАИ-5 (Р-10) производства Саратовского самолетного завода.(Саратовского завода комбайнов). В период с 1938 по 1940 год завод изготовил 135 таких самолетов.

хаи

ХАИ-5 (Р-10)

В июле 1939 года совершил испытательный полёт истребитель И-28 конструкции В. П. Яценко. Это была первая в СССР машина с двигателем воздушного охлаждения, которая на высоте 5000 метров показала скорость 576 км/ч.    В конце 1939 г. заводу было дано задание освоить выпуск этих самолетов. Однако, в связи со сложностью ее изготовления, недоработками, в дальнейшем от производства И-28 отказались.

И-284v7dEdLVBo

И-28


По приказу Народного комиссара Авиационной промышленности СССР № 361 от 28.12.1939 г. Саратовский завод комбайнов получил новое название — завод № 292 НКАП СССР.

С июня 1940 года завод возглавил Левин Израиль Соломонович.

Именем Левина И.С. названа улица в г. Саратове.

ЛевинWU997UOUons


По Постановлению № 2135сс от 29.05.1940 г.  Комитета Обороны при СНК СССР заводу № 292 НКАП СССР было поручено в трёхмесячный срок освоить серийный выпуск созданного молодым авиаконструктором А. С. Яковлевым истребителя И-26 (в дальнейшем Як-1).

Як-12t4xt65CNLg

И-26 (Як-1)

С этого года началось многолетнее сотрудничество завода с генеральным конструктором Александром Сергеевичем Яковлевым и его КБ.

Яковлев Як-3 b_-2789106841


як1 як2

3 октября 1940 года на заводском аэродроме поднялись в небо первые три самолёта Як-1.

Всего за оставшиеся 3 месяца 1940 г.  было выпущено 16 самолетов Як-1.

Весной 1941 года выпуск самолетов Як-1 достигал уже 3-4 шт. в сутки.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

Многие работники завода ушли на фронт. Их заменили женщины и подростки. Люди работали по лозунгу «Все для фронта, все для победы».

сборка Як-1CqcwMAZN4Ls

К 1942 г. выпуск самолетов Як-1 достиг 10, а затем и 12 самолетов в сутки.

Весной 1942 г. завод посетил маршал К.Е. Ворошилов, который, увидев трудившихся у станков, на сборке самолетов подростков, назвал коллектив завода «детский сад». Однако, этот «детский сад» давал 3-4 нормы в смену.

Коллектив завода № 292 НКАП СССР одним из первых в СССР 11 июня 1942 года завоевал Переходящее Красное Знамя Государственного Комитета обороны СССР за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании по отраслям промышленности. Завод № 292 НКАП СССР удерживал знамя 6 месяцев подряд.

Всего за годы войны Переходящее Красное Знамя Государственного Комитета обороны СССР было завоевано заводом № 292 НКАП СССР 28 раз, а после окончания войны Знамя ГКО было передано заводу на вечное хранение.

26 июля 1942 года завод № 292 НКАП СССР был награжден высшей наградой СССР – орденом Ленина. Многие работники завода также были удостоены государственных наград.

ленин 1QMf1TfVx1ms ленин книжкаaaQwlF4YrnM

 

В феврале 1943 года был испытан и принят к производству самолет Як-1М (прототип Як-3). Среднемесячный выпуск самолетов Як-1М достиг 310-320 штук.

С начала Великой Отечественной войны Саратовский авиационный завод являлся одной из самых желанных целей для фашистской авиации.

24 июня 1943 года немецкие бомбардировщики в ходе ночного налёта сбросили на завод свыше ста фугасных бомб весом 500—1000 кг, что привело к разрушению 70% производственных площадей завода и уничтожению 60% оборудования, оснастка. Сгорело 10 цехов и 23 железнодорожных вагона с сырьём, 15 работников завода погибло.


Разрушенные цеха Саратовского авиационного завода после налета немецких бомбардировщиков в ночь на 24 июня 1943 года:

бомб 2LrR15kJ1DE4

бомб 3swwELYjK5kc

бомб 4w9pZS85Lw9Q


бомб 5tmjguQVGQSw

бомб 6VrCmacmelMM

бомб 7Cqgt2tzb1To

Однако, несмотря на столь значительный урон, уже 29 июня, под открытым небом, в разрушенных цехах,  началась сборка самолетов Як-1М.

Государственный комитет обороны установил срок восстановления завода к 1 октября 1943 года. Фактически завод был восстановлен на 17 дней раньше срока - 13 сентября 1943 года.

13 сентября 1943 г. завод вышел на выпуск такого же количества самолетов, что и до авианалета — 12 самолетов в сутки. Была внедрена поточная конвейерная сборка самолетов.

13 сентября 1943 года заводчане считают Третьим Днем Рождения завода!

Приказом НКАП СССР № 658сс от 2.11.1943 г. заводу было поручено освоить серийное производству нового самолета-истребителя Як-3, не снижая, при этом, суточного выпуска самолетов.

Заводу надлежало постепенно увеличивать выпуск Як-3 со снижением выпуска Як-1 при среднесуточном выпуске 12 самолетов. Задание было успешно выполнено!

В марте 1944 г. серийное производство самолетов Як-3 было освоено и истребители полетели на фронт.

Як-3F_Bs2NTXAIY

Самолет-истребитель Як-3

сканирование0001


В годы Великой Отечественной войны граждане, коллективы вносили свои средства на покупку военной техники в Саратовской области это движение началось в начале ноября 1942 г.  Колхозники колхоза «Сигнал революции» Ворошиловского района Саратовской области на общем собрании решили собрать денежные средства на покупку истребителя Як-1 и подарить его майору Шишкину В.И..

Шишкин5ea9b8a534200058abcefd42-preview


11 ноября 1942 г. майор Шишкин В.И. улетел на подаренном ему именном самолете Як-1 бить фашистов.  

Саратовский пасечник Головатый Ферапонт Петрович купил на заводе и подарил саратовскому летчику Еремину Борису Николаевичу 2 самолеты - Як-1 и Як-3. 

Еремин

Самолет Як-1Б № 81110, подаренный 15.12.1942 г.

erymin_2bn15

Ф.П. Головатый и Б.Н. Еремин у самолета Як-3, который был подарен 29 мая 1944 г.

Селиванова Анна Сергеевна купила и подарила фронту 3 самолета, в т.ч. 2 самолета Як-1 и 1 самолет Як-3.

селиванов974bb6698b12b041588936995

А.С. Селиванова у кабины именного самолета

 

1643262232_34-hdpic-clмалый театр ub-p-yak-3-istrebitel-vov-1941-1945-foto-57

Эскадрилья самолетов Як-1, подаренных коллективом Малого театра.

Всего гражданами и трудовыми коллективами за годы Великой Отечественной войны было куплено на заводе и подарено фронту 1520 самолетов Як-1 и Як-3.

В настоящее время, в Музее боевой славы на Соколовой горе г. Саратова находится и экспонируется единственный в мире сохранившийся оригинальный самолет-истребитель времен Великой Отечественной войны — Як-1Б № 81110 — первый самолет подаренный Ф.П. Головатым саратовскому летчику Б.Н. Еремину.

Як-1 музейSCF6439_DSCF6440-2 images

Як-1 в Музее  боевой славы г. Саратова

9 мая 1945 года пришла долгожданная Великая Победа!

Вкладом коллектива завода № 292 НКАП СССР (Саратовского авиационного завода) в Великую Победу над гитлеровской Германией стали выпущенные во время войны истребители Як-1 (8668 шт.) и Як-З (4009 шт.), автоматы ППШ, корпуса гранат Ф-1, мины, зенитные установки. На саратовских самолетах сражались французские летчики полка «Нормандия-Неман» и польского полка «Варшава».

 

2 июля 1945 года завод № 292 НКАП СССР (Саратовский авиационный завод) за огромный вклад в Великую Победу был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Орден труд21ojIS95U5Yкнижка трудEFW7OgjV630


Вручение трудxfDtugnhjR4

Вручение Ордена Трудового Красного Знамени.

Так выглядело первое знамя завода.

1 знамяXyi1K4NaH8Q


В апреле 1946 г. заводу на вечное хранение было передано Переходящее Красное знамя Государственного Комитета обороны СССР, которое завод 28 раз в годы войны завоевывал по итогам Всесоюзного социалистического соревнования:

 

 

ГКОHlTAJQSQ34

 

 

 

 

 Грамота ГКО

 

Послевоенный период.

До 15 марта 1946 года завод назывался Саратовским государственным союзным ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени авиационным заводом № 292 Народного Комиссариата авиационной промышленности СССР (предприятие п/я № 1). В связи с преобразованием Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР на основании Закона от 15 марта 1946 года, опубликованного в «Ведомостях Верховного Совета СССР» за 1946 год № 10, завод стал именоваться Саратовским государственным ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени авиационным заводом № 292 (предприятие п/я № 1) Министерства авиационной промышленности СССР.

После войны сотрудничество Саратовского авиазавода и ОКБ Яковлева продолжилось.

19 апреля 1946 года был испытан первый учебно-тренировочный самолёт Як-11.

Этот самолет с цельнометаллическим крылом стал важной ступенью для перехода в будущем на производство реактивной авиационной техники. Всего было выпущено 1710 самолетов Як-11, на которых прошли обучение тысячи летчиков СССР и других стран.

Як-11 UDNcYq2uo7M

Самолет Як-11

30 апреля 1949 года завод испытал первый реактивный истребитель конструкции Лавочкина Семёна Алексеевича Ла-15.

Он имел необычайно малый вес для реактивного самолёта — 3850 кг, максимальную скорость — 1026 км/ч, был легок в управлении. Всего заводом было выпущено 46 самолетов Ла-15.

Ла-15 ujK-ZtQJU3w

Самолет Ла-15

Еще более высокие боевые качества имел одноместный многоцелевой истребитель Миг-15 генеральных конструкторов Микояна Артема Ивановича и Гуревича Михаила Иосифовича.

В октябре 1950 года серийный МиГ-15, изготовленный саратовскими самолетостроителями, совершил свой первый испытательный полет. Всего саратовскими авиастроителями было выпущено 1045 самолетов МиГ-15.

Миг-15hpx1wPNQCbo

Самолет МиГ-15


В июле 1950 года директор Саратовского государственного ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени авиационного завода № 292 генерал-майор инженерно-технической службы Левин Израиль Соломонович был переведен на другую работу в Москву. Новым директором завода с 14 августа 1950 года стал Шибаев Алексей Иванович:

ШибаевHLgbEiG3A1s

 

28 мая 1952 года вертолёт Ми-4 конструкции КБ Михаила Миля прошёл контрольные заводские испытания, а с декабря того же года завод приступил к серийному производству этого вертолёта. Ми-4 широко использовался в народном хозяйстве СССР в качестве пассажирского, санитарного, для тушения лесных пожаров, для работы в Арктике и Антарктике. На Ми-4 установлено 8 мировых рекордов. На всемирной выставке в Брюсселе этот вертолёт был награждён золотой медалью. Всего саратовскими авиастроителями было выпущено 152 вертолета Ми-4.

Ми-4LqYu634iSvI

Вертолет Ми-4

1 января 1953 года на заводской аэродром было вывезено 2 вертолета Як-24. Этот «летающий вагон» в 1950-е годы был самым большим в мире вертолетом. Заводом было выпущено 2 вертолета. В 1953 году миссия сборки вертолета Як-24 была передана заводу № 272 в Ленинград.

Як-24LlVUERycmM0

Вертолет Як-24

После освоения вертолетов завод опять начал возвращаться к своему прямому назначению – производству самолетов. Завод испытал и начал производство всепогодного, ночного истребителя-перехватчика Як-25. В период с 1954 по 1957 год на заводе было выпущено 483 самолета Як-25.

Як-25v39vWtiyTsA

Истребитель-перехватчик Як-25

В июле 1955 года директор завода Шибаев Алексей Иванович был избран вторым секретарем Саратовского обкома КПСС и 27 июля 1955 года покинул пост директора. В августе 1955 года на пост директора завода был назначен Дубовиков Борис Александрович:

ДубовиковTiBctzfIrYU

Под руководством Бориса Александровича Дубовикова на заводе была создана система бездефектного изготовления и сдачи продукции с первого предъявления. Под названием «Саратовская система качества» она получила распространение в стране, и в мире, способствовала переходу к научному управлению качеством.

Именем  Бориса Александровича Дубовикова названа одна из улиц г. Саратова.

В 4 квартале 1956 года завод приступил к подготовке производства 2-х новых сложных самолетов Як-27Ф и Як-27ЖРД. Освоением и выпуском данных моделей завод занимался в 1957 году. В конце 1957 года началась подготовка производства высотного разведчика Як-27Р, а в 1959 году начато его серийное производство. Самолет Як-27Р, имел скорость 1190 км/час, потолок 19000 м, мощное вооружение. Всего саратовскими авиастроителями было выпущено 180 самолетов Як-27 в семи модификациях.

Як-27muIp4HPD0W4

Высотный разведчик Як-27

В июле 1957 года директора завода Дубовикова Бориса Александровича переводят на другую работу – председателем Саратовского Совета народного хозяйства. В июле 1957 года завод возглавил опытный инженер и руководитель Денисов Николай Семенович.

Денисов510Nz4iL-w8

Именем Денисова Н.С. назван бульвар в г. Саратове.

На заводе началось серийное производство крылатых ракет морского базирования генерального конструктора Челомея В.Н. Крылатые ракеты П-5, П-5Д, П-6, П-35, «Прогресс», П-500 класса «поверхность-поверхность», созданные этим КБ, значительно превосходили зарубежные аналоги.

П-355Z6JprXmiJs

Ракета П-35

В 1956 году было принято решение о начале выпуска на заводе разработанной в МКБ «Факел» под руководством Грушина П. Д. зенитной управляемой ракеты 11Д (B-750B), входившей в состав первого передвижного ЗРК С-75.

В 1959 году первые изготовленные заводом ракеты были успешно испытаны и началась их поставка (в основном армиям иностранных государств).

Первый боевой пуск состоялся 7 октября 1959 года. Тогда в небе Китая был сбит высотный самолёт-разведчик RB-57, а подлинным триумфом С-75 стало уничтожение в 1960-х годах самолётов-шпионов U-2: 1 мая 1960 года у города Свердловска, с пытавшимся пересечь территорию СССР лётчиком Ф. Пауэрсом, 27 октября 1962 года над Кубой, 8 октября 1966 года в небе Вьетнама.

Особую роль зенитные ракеты, изготовленные заводом, сыграли во время войны во Вьетнаме. С 1965 по 1972 год в эту страну было поставлено 7568 ракет. С их использованием было проведено 3228 боев, во время которых было сбито 1293 американских самолётов различных типов, в том числе 54 стратегических бомбардировщика B-52.

11-ДLvysk1UsA6s

Зенитная ракета 11Д

Во второй половине 1965 года завод получил задание освоить производство первого в мире регионального пассажирского турбореактивного самолета Як-40. 28 июня 1967 года совершил первый полет самолет Як-40. Экипаж: первый летчик – испытатель Исаев Анатолий Михайлович, второй летчик – испытатель Работа Василий Григорьевич, бортинженер - испытатель Тарасов Владимир Алексеевич.

В 1968 году Як-40 вышел на внутрисоюзные трассы Аэрофлота.

Заводом до 1980 года было выпущено 1006 самолетов Як-40, из них 119 на экспорт, в 19 стран мира. Самолет получил сертификаты летной годности Италии, ФРГ, других стран. Самолет постоянно совершенствовался, дорабатывался. Вначале он был рассчитан на 24 пассажирских места. В 1973 году начался выпуск самолета Як-40 на 32 пассажирских места. Як-40 выпускался в различных модификациях: в салонном, грузопассажирском, грузовом варианте.

Для оперативного решения транспортных вопросов при заводе был создан летно-транспортный отряд, укомплектованный самолетами Як-40. За многолетнюю эксплуатацию самолет Як-40 зарекомендовал себя надежным и неприхотливым. Самолет Як-40 эксплуатируется и до настоящего времени.

Як-40 0rQNY0yrLWg

Самолет Як-40

Приказом от 03 октября 1966 года № 531 по Государственному ордена Ленина и Трудового Красного Знамени авиационному заводу № 292 на основании приказа Министра авиационной промышленности от 30 апреля 1966 года № 175 завод переименован в Саратовский авиационный завод Министерства авиационной промышленности СССР (предприятие п/я В-8122).

В 1968 году на заводе появляются станки с числовым программным управлением.

2 июля 1969 года на территории завода открылся мемориальный комплекс. На стене мемориала высечены фамилии более 300 работников завода, погибших в годы Великой Отечественной войны, в том числе при авианалете на Саратовский авиационный завод в ночь на 24 июня 1943 года. У подножия мемориала была замурована урна со священной для каждого землей Мамаева кургана, доставленной комсомольцами завода из Волгограда.

Открытие мемориала


Открытие мемориала1t76Ohpsc9Hk

ОТкрытие 3 iMTGgcMDqlI

Ежегодно в День Победы стали проводить дни открытых дверей. В этот день дети, внуки работников завода могли увидеть продукцию, рабочие места, где трудятся их родные.

22 апреля 1970 года был открыт Музей истории Саратовского авиационного завода. В этом музее были собраны экспонаты истории завода. 18 мая 1985 года Постановлением министерства культуры РСФСР № 307 музею истории завода «За активную работу по коммунистическому воспитанию трудящихся и молодежи и значительный вклад в развитие музейного дела» было присвоено почетное звание «Народный музей».

Открытие Музея истории Саратовского авиационного завода:

Музей 1 Q-9ZB3lJkiA

В сентябре 1974 года проведены летные испытания серийного образца самолета вертикального взлета и посадки Як-36М, ставшего прототипом штурмовика ЯК-38. Первая посадка двух самолетов Як-36М на авианесущий крейсер «Киев» состоялась 18 мая 1975 года. В период с 1974 по 1989 год завод выпустил более 200 штурмовиков корабельного базирования Як-38.

Як-38 HEL9TielkX8

Самолет вертикального взлета и посадки Як-38

9 мая 1975 года был заложен первый камень в обелиск «Героям фронта и тыла 1941-1945 годов» с макетом самолета Як-3 на проспекте Энтузиастов.

28 сентября 1977 года обелиск был торжественно открыт в присутствии многочисленных работников завода, членов их семей.

Открытие Як-3vg4jlaX7kcc

В 1976 году началось освоение и подготовка производства 120-ти местного самолета Як-42.

Освоение Як-42 велось без прекращения производства самолетов Як-40. Это усложняло работу. Но главная трудность была в другом: необычными для заводчан оказались большие по размерам, сложные по технологии и обработке детали. Переход к серийному выпуску Як-42 стал для завода новым рубежом технического прогресса. Пришлось провести перепланировку цехов, создать специальные участки для сборки крупных агрегатов, освоить новые материалы и технологические процессы.

28 октября 1977 года из сборочного цеха был вывезен и направлен на заводской аэродром для проведения испытаний первый саратовский Як-42.

Як-42 Df8dRciok-o

Самолет Як-42

В период с 1977 по 2003 г. был изготовлен 171 самолет Як-42 различных модификаций.

В январе 1979 года переходит на другую работу директор завода Денисов Николай Семенович. На должность директора завода назначается выросший в этом коллективе Кривохижин Александр Иванович.

КривохижинeoDy6Ri8DGo

Кривохижин А.И. вложил много труда в техническое перевооружение, внедрение оборудования с программным управлением, освоение новых видов авиационной техники, за что был удостоен звания Лауреата Государственной премии СССР в 1977 году.

Именем Кривохижина А.И. названа улица г. Саратова.

В 1979 году завод приступил к изготовлению ракет класса «воздух-поверхность» 112У (X-58У) Генерального конструктора Селезнева Игоря Сергеевича. Ракета отличалась большой технологичностью в изготовлении и высокой точностью поражения цели.

Х-58у wAtI4cfXFBI

Ракета Х-58У

21 января 1982 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в создании и освоении новой авиационной техники и связи с 50-ти летием Саратовский авиационный завод награжден орденом Октябрьской Революции.

Окт револf1l6rfTMans

Книжка октпYIOfpXftbaU

 

С июня 1985 года директором завода стал Коняшко Вилли Григорьевич. При нем продолжился курс на совершенствование самолета Як-42, увеличение его выпуска, а также выпуска другой продукции. Коняшко Вилли Григорьевич проработал на должности директора по октябрь 1987 года.

Коняшко94qd-IlwuAg

25 января 1988 года на должность директора Саратовского авиационного завода был назначен Ермишин Александр Викторович.

ЕрмишинupAW4VJMIZY

 

Постсоветское время.

Процесс перестройки оказал сильное влияние на дальнейшую судьбу предприятия. 10 января 1991 года Совет Министров СССР принял Постановление «О преобразовании Саратовского Авиационного завода и Саратовского электроагрегатного производственного объединения» в коллективные предприятия с передачей в собственность трудовому коллективу имущества завода, а позднее, по решению конференции совладельцев, Саратовский авиационный завод стал акционерным обществом закрытого типа.

Закрытое Акционерное Общество «Саратовский Авиационный Завод» являлось одним из крупнейших авиастроительных предприятий России, располагающее большим технологическим, производственным и кадровым потенциалом.

Завод в тот период в основном сохранил профиль авиастроительного предприятия. На заводе выпускались пассажирский самолет Як-42, его варианты и модификации Як-42Д, Як-42Ф, Як-42А.

Самолет Як-42Д был сертифицирован Госавиарегистром КНР. Были осуществлены поставки самолетов в Китай, на Кубу. Всего заводом был выпущен 171 самолет Як-42 и его модификаций.

В 1993-1994 годах заводом за счет собственных средств было освоено производство спортивно-пилотажного самолета Як-54. Всего было выпущено 15 самолетов, в том числе для США.

Як-54Db_mxE1b4T4

Самолет Як-54

Проводились работы по созданию высокоэффективных экологических безаэродромных летательных аппаратов нового поколения «ЭКИП» на базе передовых достижений современной науки.

Однако, ввиду отсутствия источников финансирования и недостатка собственных средств, в начале 2000-х годов все работы были свернуты.

ЭкипYKMwdLVhnAk

ЭКИП

Однако, в конце 1990-х начале 2000-х годов возникли большие экономические трудности: снизился и затем полностью упал спрос на самолеты Як-42, начались задержки с выплатой заработной платы, стала накапливаться задолженность перед другими предприятиями. Это произошло, как по не зависящим от руководства завода причинам, так и по субъективным причинам в связи с неграмотными действиями руководства завода.

ЗАО «Саратовский авиационный завод» был включен в немногочисленный список стратегических предприятий Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ», как представлявший особую ценность для страны

С начал 2000-х годов Саратовский авиационный завод перестал быть авиастроительным предприятием и полностью перешел на ремонт и техническое обслуживание самолетов Як-42. Начались выполняться тяжелые формы обслуживания ТО-10000 и ТО-20000. Доходы от этой производственной деятельности не покрывали убытков, образованных до этого. Александр Ермишин не пожелал, чтобы ЗАО «Саратовский авиационный завод» вошел в госкомпанию «Объединенная авиастроительная корпорация», несмотря на предложение последней.

По состоянию на 2007 год часть площадей завода была распродана, цеха пустовали, не было оборудования и специалистов. У предприятия был большой долг, гендиректор завода Александр Ермишин обвинен в продаже банку земли завода по заниженной стоимости. Завод давно ничего не производил и за весь 2007 год смог отремонтировать только один самолёт.

Гибель завода.

В 2005 году была введена процедура банкротства. Долг ЗАО «САЗ», который составлял около 335,9 млн руб. перед ООО «Газкомплектимпэкс» ДО РАО «Газпром», в начале 2007 года выкупило ООО «Монолит-С». При этом только рыночная стоимость земельного участка (территория завода и аэродрома) составляет ориентировочно более 8 миллиардов рублей, не считая стоимости сооружений и оборудования, материалов, доходов от производственной деятельности. Сменилось руководство завода: вместо Ермишина Александра Викторовича директором был назначен Фомин Олег Владимирович, член партии «Единая Россия», депутат Пензенской городской думы.

В первый год, с приходом нового руководства, были погашены долги по зарплате перед персоналом, частично восстановлена инфраструктура предприятия. Завод получил ряд заказов на ремонт и обслуживание авиатехники.

Выручки завода в 2007 г. - 990 млн. руб, в 2008 г. - 550 млн. руб. с лихвой хватило бы для погашения долга в 335,9 млн. руб. и выхода из банкротства с восстановлением работы предприятия, тем более что заказов для этого было предостаточно. Однако, эти «руководители» и не помышляли о восстановлении работы завода, не стали гасить долг. Они захватили все руководящие посты и активы завода.

В 2009 г. «руководителями» завода и кредиторами, являвшимися по отношению друг к дургу афилированными лицами, было заключено мировое соглашение. За год действия мирового соглашения с завода были выведены на «свои» фирмы все активы,  накоплены новые долги от «своих» фирм. 

«Руководителями» завода было принято решение об «оптимизации» площади заводской территории. в 2009-2011 годах территория завода вместе с корпусами и оборудованием была распродана. Аэродром площадью 254 га был выведен на подконтрольную фирму за 1,2 млн. руб. Был продан участок 26 га (пл. А) в 2009 год для строительства ТЦ ИКЕА за 869 млн рублей. Причём поступивших от ИКЕА денег и доходов от основной деятельности при желании руководства хватило бы для погашения долгов и прекращения процедуры банкротства, но этого не было сделано. Наоборот, были снесены заводские корпуса, центральная проходная завода, склады, распродано или сдано в металлолом оборудование. Фюзеляжи недостроенных самолётов также порезаны и сданы в металлолом. Аппарат «ЭКИП» продан в музей г. Черноголовки.      

Новым руководством был разрушен мемориальный комплекс Памяти жертв Великой Отечественной войны.

Народный музей Саратовского авиационного завода также прекратил своё существование. Музейные экспонаты (более 2000 наименований) были переданы в Саратовский Государственный Технический университет имени Гагарина Ю.А..

Знамя ГКО было переданы в краеведческий музей Саратовской области.   Ордена завода и Знамя Саратовского авиационного завода только усилиями саратовской полиции изъяты у лиц, обанкротивших завод, и переданы в краеведческий музей Саратовской области.

Процесс «оптимизации» завода:

Уничтожение мемориала

уничт. мем2KpW_A_YqnSc

уничт мем 3HuG4B8-k9U

Уничтожение корпусов завода

iун. цеха 15kZwIRHUs4

ун. 24XTNYSCk0gA

ун3dv52ODD7DHE

ун 4vtHEvF15Xy4

13 августа 2012 года арбитражный суд Саратовской области принял решение о завершении конкурсного производства в рамках банкротства Саратовского авиационного завода и его исключении из Реестра юридических лиц РФ. Так была завершена многолетняя процедура банкротства.

21 сентября 2012 года Саратовский авиационный завод был вычеркнут из Реестра юридических лиц РФ.

21 сентября 2012 года считается датой смерти Великого предприятия!

Это был первый случай в истории советской и российской авиации, когда предприятием-изготовителем было прекращено эксплуатационно-техническое сопровождение (ТО, ремонт, обеспечение запчастями и т. д.), находящихся в эксплуатации самолётов (Як-42, Як-42Д).

Увековечивание памяти о Саратовском авиационном заводе.

Саратовский авиационный завод (Саратовский завод комбайнов, завод № 292) внесли огромный вклад в становление, развитие промышленности СССР, России. Вклад завода в Великую Победу просто бесценен — каждый третий самолет истребитель на фронте был саратовским!

Заслуги завода перед Родиной оценены наградами: орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени.

Переходящее Красное Знамя Государственного Комитета обороны было передано заводу на вечное хранение.

Саратовский авиационный (комбайновый) завод внес огромный вклад в развитие комбайностроения, авиастроения, ракетостроения СССР и России.

Тысячи работников завода были удостоены высоких государственных наград и званий за заслуги перед Родиной.

Заводом было выпущено 39000 комбайнов, более 17000 экземпляров различной авиационной техники, крылатые, зенитные и другие ракеты, огромный объем товаров народного потребления.

Завод был крупнейшим налогоплательщиком Саратовской области.

Саратовский авиационный (комбайновый) завод внес огромный вклад в развитие социальной инфраструктуры г. Саратова и области, строительство жилья, детских садов, др. социальных объектов.

28 октября 2013 года в сквере Авиастроителей на проспекте Энтузиастов напротив бывшего корпуса № 11 завода был открыт памятник Саратовскому авиационному заводу, как человеку - с годами рождения и смерти. Это единственный в России памятник заводу.

памятникqlhnrtob_ew

Ветераны завода на открытии памятника

В ноябре 2014 года вышла в свет книга истории Саратовского авиационного завода под названием «Судьба...». Авторы книги – ветераны-работники завода Валентин Аристархов, Александр Бернадский, Геннадий Егоров.

КнигаБерд

17 января 2014 года в Саратовском областном музее краеведения был открыт информационный киоск - экран, в который занесены книги, статьи, фильмы, фотографии и масса других материалов по истории Саратовского авиационного завода.

Киоск 1KozCowK85_o

 

киоск 2B942J1w0wKs

Созданы сайты истории и Народного Музея Саратовского авиационного завода, в которые занесены книги, статьи, фильмы, фотографии и масса других материалов по истории завода.

В декабре 2014 года благодаря усилиям работников Саратовского авиационного завода Валентина Аристархова, Александра Бернадского, депутата Госдумы Российской Федерации Ольги Алимовой, Министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова был возвращён из США именной самолёт-истребитель Як-3 (заводской № 1712). Этот самолет был произведен на Саратовском авиационном заводе (завод № 292) в мае 1944 года, выкуплен на личные сбережения саратовским колхозников Ферапонтом Головатым (впоследствии Герой Социалистического Труда) и в мае 1944 года был подарен летчику-истребителю, саратовцу Борису Ерёмину (впоследствии Герой Советского Союза). Первый самолёт-истребитель Як-1Б, подаренный Ферапонтом Головатым летчику-истребителю Борису Ерёмину в декабре 1942 года находится в Музее Боевой Славы, в Парке Победы на Соколовой горе г. Саратова.

ГоловатыйPwgQHlIQPcE

Ферапонт Головатый передает летчику Борису Еремину второй самолет, купленный на личные сбережения колхозника

Именной самолёт-истребитель Як-3 № 1712 сейчас находится в Музее техники Вадима Задорожного в Красногорском районе Московской области. Ветераны Саратовского авиационного завода и депутат Госдумы Ольга Алимова ведут борьбу по возвращению именного самолёта-истребителя в Саратов, где он должен расположиться в специально построенном единственном в РФ Музее Трудовой Славы, в Парке Победы на Соколовой горе г. Саратова.

Як-3 6XXIGv1tMsI

Як-3 №1712 в музее Вадима Задорожного

Огромную помощь в увековечивании памяти о Саратовском авиационном заводе оказывает Председатель Государственной Думы России Володин Вячеслав Викторович.

С его помощью был полностью реконструирован заводской стадион «Волга».

стадион до

Было до реконструкции

стадиолнyujfg5iwd6e9hqm

Стало после реконструкции

С помощью Володина В.В. в школе Авиатор был восстановлен Музей истории Саратовского авиационного завода. Восстановленный Музей истории Саратовского авиационного завода открыл свои двери в мае 2020 г.

музей  саз

Володин В.В. выкупил и подарил г. Саратову самолет-памятник Як-42.

як 42 памятник

2 июля 2020 г. Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ «О присвоении почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести» за значительный вклад жителей городов в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность городу Саратову.

Завод № 292 НКАП СССР внес огромный вклад в Великую Победу и в присвоение городу Саратову почетного звания «Город трудовой доблести».

2 июля 2022 г. в сквере Заводской города Саратова состоялось торжественное открытие стелы  «Город трудовой доблести».

На стеле отражен подвиг коллектива Саратовских авиастроителей.

стела1

 

стела2

 

стела3

 

стела4

Коллектив Саратовского авиационного завод (Саратовского завода комбайнов, завода № 292 НКАП СССР) воспитал Героев Советского Союза, Героев социалистического труда, Героя России.

 Рахов Виктор Георгиевич Рогожин Василий Александрович

Рахов

Виктор Георгиевич

летчик-истребитель 

Герой Советского Союза (1939 г.)

Рогожин

Василий Александрович

летчик-истребитель 

Герой Советского Союза 1943 г.

 

 Кондаков Виктор Александрович Аврорский Николай Иванович

Кондаков

Виктор Александрович

летчик-штурмовик

Герой Советского Союза (1944 г.)

Аврорский

Николай Иванович

командир батальона

Герой Советского Союза (1944 г.)


Путин Александр Дмитриевич  Головачев Семен Дмитриевич

Путин

Александр Дмитриевич

летчик-штурмовик 

Герой Советского Союза (1945 г.)

Головачев

Семен Дмитриевич

летчик-испытатель

Герой Советского Союза (1957 г.)


Храмов Михаил Федорович

 Мирошниченко Николай Яковлевич

Храмов

Михаил Фёдорович

Токарь

Герой Социалистического Труда (1963 г.)

Мирошниченко

Николай Яковлевич

Главный инженер, главный технолог

Герой Социалистического труда (1963 г.)


 Денисов Сухоруков Сергей Иванович

Денисов

Николай Семенович

Директор завода

с июля 1957 г. по январь 1979 г.

Герой Социалистического труда (1971 г.)

Сухоруков

Сергей Иванович

Токарь

Герой Социалистического Труда (1977 г.)


 Работа Василий Григорьевич

Работа

Василий Григорьевич

Заслуженный летчик-испытатель СССР (1985 г.)

Герой России (1995 г.)


Сайт музея истории Саратовского авиационного завода

Официальный сайт Саратовского авиационного завода

Фотографии старого Саратова

Сайт авиационного реестра

Фильм «Саратовский авиационный завод в годы Великой Отечественной войны»

  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации