28 октября 2009 12:18

Марина Епифанова: Учителей в обиду не дадим!

Так уж мы устроены, что боимся всего нового. Вот, учителя, например, 2 года назад боялись прихода в регион Комплексного проекта модернизации образования, который в качестве эксперимента должен был пройти апробацию на саратовской земле. Сегодня, когда КПМО доказал свою состоятельность, педагоги снова переживают: эксперимент заканчивается, а что ждет местное образование в следующие годы? Развеять страхи, витающие в педагогических кругах, и вселить уверенность в завтрашнем дне, мы попросили председателя городского комитета по образованию Марину Епифанову.

О зарплатах

- Многие учителя боятся, что с 2010 года для них наступят непростые времена: КПМО закончится, зарплаты упадут, снова будет учитываться стаж работы...

- Не понимаю, откуда берутся такие слухи! КПМО как был, так и останется. Просто из разряда эксперимента он перейдет в обычный штатный режим работы. Что дал нам КПМО?
Во-первых, была введена новая система оплаты труда работников общего обра-зования, направленная на повышение доходов учителей. Эту систему никто отменять не собирается.
Во-вторых, произошел переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, что тоже остается.
В-третьих, сегодня мы можем говорить о развитии сети общеобразовательных учреждений города, обеспечивающем условия для получения качественного образования независимо от места жительства. Этого уже не отнять.
И четвертое, что нас несказанно радует: в управлении образованием сегодня принимают участие общественники, мы посвящаем их во все процессы, связанные с образованием, ничего не утаиваем, вывешиваем отчеты на сайтах. Впервые с приходом КПМО в образовательном процессе участвуют не только педагоги и ученики, но и их родители. И теперь, видя разницу: что было до КПМО и что стало в образовании после, мы просто не имеем права делать шаг назад.

- Некоторые педагоги жалуются, что их зарплата по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 2-3 тысячи рублей. С чем это связано?

- Да, к сожалению, в каких-то школах такое понижение зарплат имеет место. Связано это с несколькими причинами. Во-первых, как я уже говорила, современное образование перешло на подушевое финансирование, то есть деньги выделяются школе из расчета количества в ней учеников. Дело в том, что в этом году в некоторых учебных заведениях число учащихся снизилось, соответственно уменьшились и выделяемые на школу средства.
Вторая причина заключается в самом принципе финансирования образовательных учреждений. Из фонда заработной платы 70 процентов идет на зарплаты учителям, а 30 - на всех остальных. При этом КПМО почему-то обделил младший обслуживающий персонал - охранников, уборщиц, нянечек и т.д. Их зарплата изначально не обеспечивала МРОТ, и приходилось закрывать дыры из тех 70 процентов. Вот и получается, что, с одной стороны, КПМО - это здорово, потому что позволил значительно увеличить зарплату учителей, но с другой стороны - здесь явная недоработка, так как образовательный процесс обеспечивают не только учителя и адми¬нистрация, но и обслуживающий персонал, про который забыли.

- Так все-таки слухи, что зарплата станет меньше, имеют основание?

- Могу заверить учителей, что базовая часть их зарплаты останется неизменной. Вопрос только в размере стимулирующих надбавок. Но и здесь сегодня мы ведем активную работу. Хотим выступить с инициативой к региональным законодателям по увеличению действующего норматива (стоимость ученико-часа) либо разделения норматива на две части: оплата труда учителей и оплата труда иного персонала. Одним словом, учителей мы в обиду не дадим! Будем биться!

- А как обстоят дела с зарплатами для сотрудников детского сада?

- К сожалению, КПМО не предусмотрел повышения зарплаты детсадовских работников. Надеемся, что это станет новым этапом проекта.

О кадрах

- Еще одна головная боль учителей - портфолио. Я видела несколько таких портфолио, которые сдаются в аттестационные комиссии. Это огромные папки со множеством справок и документов... Вам не кажется, что такая бумажная работа идет в ущерб работе с детьми?

- Вовсе нет. Портфолио собирается один раз в жизни и потом только дополняется. Здесь собираются все достижения учителя, которые в дальнейшем влияют на его зарплату. Другое дело - люди не привыкли к таким порядкам, особенно учителя с 20-30-летним стажем. Они работали и относились к грамотам, благодарностям, награждениям как к какой-то формальности. Теперь все эти справки, свидетельства надо собрать. Особенно сложно поднимать документы, которые доказывают, что за все эти годы у учителя было столько-то победителей олимпиад, научно-практических конференций. Да, один раз придется потрудиться... Но на благо себе.
Еще одна проблема, что мы не умеем себя оценивать. Раньше все было просто: я закончила университет, ты закончила университет, я работаю 18 лет, ты работаешь 18 лет, у меня такая-то зарплата, и у тебя такая же. А сейчас: я получаю такую-то зарплату, а ты на 3 тысячи меньше. Почему? Да потому что я подтверждаю свой профессиональный уровень - мои ученики участвуют в конференциях, в олимпиадах, я публикую статьи, а ты нет. Мы наконец-то ушли от уравниловки в образовании. Кого-то это устраивает, кого-то нет.

- Продолжая разговор о зарплатах: коли сегодня учителя стали зарабатывать больше, вопрос с кадровым дефицитом снят?

- Скажем так: у нас нет вакансий, но нам страшно не хватает молодых специалистов. Несмотря ни на что - молодежь в школы не идет! От этого страдает образовательный процесс, нет новых веяний, идей, нового взгляда. Мало того, до минимума сокращена и педпрактика. Чтобы как-то исправить такое положение, необходимо добиться аналогии с медициной, где, прежде чем пойти работать по специальности, молодой человек проходит обучение в интернатуре, ординатуре... Вот и в образовании необходим такой же подход: на последнем курсе студент, готовясь к диплому, должен практиковаться в школе или проходить послевузовскую подготовку по педагогической специальности после обучения в вузе.

Окончание интервью - в следующем номере газеты «Саратовская панорама».

Юлия Троць (Газета «Саратовская панорама» от 28 октября т.г.)
 

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации