09 декабря 2008 00:00

Вячеслав Сомов: Город на голодном пайке

Волга впадает в Каспийское море, Саратов — столица области и основной донор регионального бюджета. Это знают все — и школьники, и взрослые, и чиновники, и депутаты. Но из года в год повторяется странная история — в декабре при распределении денег столице региона навязывается роль бедного родственника, которому отрезают кусок бюджетного пирога, заведомо меньший, чем нужно, и явно недостаточный для удовлетворения объективных городских потребностей. «Каковы последствия такой финансовой политики и можно ли разорвать порочный круг?» — на эти и другие темы наш корреспондент побеседовал с главой администрации города Вячеславом Сомовым.

Николай Соколов

— Вячеслав Леонидович, по экспертным оценкам для нормального жизнеобеспечения города требуется 15790,3 миллиона рублей. Как вы собираетесь бороться, чтобы эта цифра из экспертной превратилась в реальную?
— Основное оружие — расчёты. Аргумент — целесообразность. Бороться можно за урожай. А здесь надо убеждать. Большинство депутатов областной думы проживают в Саратове, а несколько человек избирались по городским округам. И у них будет прекрасная возможность продемонстрировать своим избирателям, что их любовь к городу не просто слова во время предвыборной кампании.
Конечно, рассчитываю на поддержку городских депутатов и главы города Олега Грищенко. Сейчас городская дума и администрация работают в тесной связке. Надеюсь, что эта практика сохранится.
Что касается расчётных цифр — они реальны. Город всегда находился на голодном пайке. Проблемы накапливались годами. Администрацию критикуют за снежные заносы, а у нас парк снегоуборочных машин вдвое меньше расчётного. Жители жалуются на канализацию и водопровод, а у нас часть сетей старше полувека. И так по большому количеству позиций. Городу просто необходимы эти деньги.
И при всём при этом я отдаю себе отчёт, что в следующем году можно ждать некоторого снижения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Кризис уже затронул практически все сферы деятельности. Это реальность, которую нельзя упускать из виду ни на минуту.

— Действительно, финансовый кризис — главная тема мировых новостей. Как может повлиять мировой кризис на городское хозяйство? Известно, например, что сокращаются темпы строительства, а вот непосредственно на жилищно-коммунальное хозяйство (дороги, освещение и т. д.) кризис может повлиять?
— Здесь логика простая. Вспомните кризисные годы девяностых. Не работали предприятия — не было денег в бюджетах. Все программы, начиная с муниципальных и заканчивая федеральными, буксовали в ситуации недофинансирования. Надеюсь, что подобных явлений удастся избежать. Есть деньги в стабилизационном фонде, что очень хорошо и что оставляет возможность манёвра правительству и президенту.
В отношении кризиса мне очень нравится позиция Дмитрия Медведева. Она конструктивна. Любой кризис — это ситуация, в которой необходимы решения по оптимизации. Для муниципалитетов это оптимизация работы аппарата управления, снижение издержек в обеспечении функционирования городского хозяйства. Это своеобразный вызов времени. Вызов всей стране. От нас зависит, сумеем ли мы перестроить экономику таким образом, что она не будет так зависима в частности от цен на нефть, а в общем — от влияния мировой экономики.
Что касается города, я очень надеюсь, что нам удастся минимизировать влияние кризиса на жизнь простых горожан. Хотя бы в части коммунального хозяйства.

— Как вы оцениваете подготовку города к зиме? Вновь вхождение в зимний сезон затянулось?
— Что значит затянулось? Пуск тепла осуществлялся по плану. Проблемной была ситуация с котельными, ранее принадлежавшими компании «Теплоэнергоресурс». Но и здесь все они уже запущены в работу. Последние я проверял сам лично. «Теплоэнергоресурс» оставил в наследство городу более пятидесяти миллионов рублей долга. Только в результате слаженной работы администрации города, правительства Саратовской области, депутатов городской и областной дум решение проблемы было найдено.
То, что вы называете затянувшимся вхождением в зимний сезон, скорее желание некоторых руководителей объектов социальной сферы и руководителей ТСЖ сэкономить часть денег. Среднесуточная температура на протяжении всего октября была несколько выше нормативной — обязательной для включения тепла. При сохраняющейся задолженности по квартплате со стороны жителей подобная практика отчасти оправдана.

— В одном из интервью вы сказали, что вам хотелось бы работать без авралов и борьбы за выживание. На ваш взгляд, в чём основные причины возникновения разного рода кризисных (проблемных) ситуаций в городе? Политики ли много, ответственности ли мало, или у нас наряду с хроническим коммунальным кризисом хронический же кризис власти?
— Мы возвращаемся к началу нашего разговора. Городские проблемы копились годами. Именно поэтому расчётные цифры бюджета такие, какие они есть. Можно ли навести порядок с дорогами? Можно, только на ремонт в год надо не 200–300 миллионов, а миллиард. Можно ли избежать утечек воды и, соответственно, платежей за сверхнорматив? Можно, но для этого надо заменить изношенные сети и установить приборы учёта. Можно ли убрать бродячих собак с улиц? Можно, но для этого надо принять областной закон, передать полномочия по решению этого вопроса муниципалитетам и обеспечить соответствующую статью в бюджете на строительство приютов, пунктов стерилизации, функционирование структуры по отлову.
То же самое по ветхому жилью, по чистоте на улицах и по многим другим вопросам. Будет принят бюджет в нашей редакции — у нас появится шанс сделать Саратов лучше и комфортнее.
Что касается ответственности должностных лиц, здесь вы правы. Это вторая важнейшая проблема. И дело тут не в политике. В исполнительных органах власти её практически нет. В муниципалитетах другие задачи. Просто очень сложно поменять психологию людей. Меняется поколение — меняются подходы.
Сейчас уже, наверное, не осталось чиновников с 25-летним стажем, которые застали ещё эпоху разлагающегося социализма. Сменилась формация, сменилось поколение чиновников. Но безответственность — она прорастает, как метастазы. И понятно, что нельзя заменить всех. И понятно, что среди чиновников очень много ответственных, добропорядочных специалистов. Но находятся такие люди, работа, вернее деятельность которых подрывает доверие к муниципальной и государственной власти.
Но я бы не стал называть это кризисом власти, который, по вашим словам, существует наряду с коммунальным. Я бы сказал, что в муниципальном управлении, как и в любом деле, возникают проблемы и бывают ошибки. Но их можно исправить, а проблемы решить. Не бывает проблем и ошибок только у тех, кто ничего не делает.

— Люди приезжают из соседних регионов и рассказывают, что в Пензе двести скверов, в Воронеже без конца открывают памятники, в Чебоксарах дороги сделали... Почему Саратов наш такой, какой он есть?
— Мы делаем дороги постоянно. Будет больше денег выделяться — сделаем не хуже, чем в Чебоксарах. Наш Кировский проспект сравним с московским Арбатом, у нас единственный в России памятник Столыпину, памятник Чернышевскому и множество других. Наш парк Победы на Соколовой горе, наверное, единственный в своём роде. Деревня национальностей построена. В планах строительство других объектов в парке. И Липки, и горпарк — предметы гордости горожан.
Вы правильно сказали: «Наш Саратов такой, какой есть». В нём есть и хорошее, и плохое. Он разный. И в наших силах сделать его лучше, чище, красивее. Почему никто из журналистов не задаётся вопросом: «Кто мусорит на наших улицах?» Потому что ответ очевиден: «Мы сами. Все горожане». Каждое утро на улицы города выходит целая армия дворников. Машины специализированных предприятий вывозят мусор из контейнеров, подметают улицы. А к вечеру на улицах опять бумага, пустые пивные бутылки, пакеты с отбросами, картонная тара и т. д.
Откуда возникают стихийные свалки по периметру города в частном секторе и у дачных посёлков? Наши же горожане не желают платить за вывоз мусора. Проще бросить всё на пол или вывалить из багажника отбросы с дачи, не довезя их до мусорного бака. Пресса ищет сенсаций. Гораздо интереснее написать про нерадивого чиновника, который не убрал мусор, чем призвать читателей этот мусор не разбрасывать.
Как-то у нас был рейд по стихийным свалкам, так на одной из них табличка, так сказать, образчик социальной рекламы: «Мусор не сваливать!!! Штраф — один удар в ухо». Очевидно, хозяин дома написал, рядом с которым свалка возникла. Понятно, что в ухо никто никого не бил. Но даже такой плакат можно расценить как некий доморощенный воспитательный социальный приём.
Или в той же Самаре, недавно я там был в командировке, на улице плакат рядом с урной «Точнее целься». Давно пора уже саратовским СМИ и рекламистам устроить внутренний конкурс, направленный на чистоту. Принять для работы некий вектор, направленный на воспитание горожан. Ведь чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. А мы со своей стороны поддержим. Будем вместе работать — при всех прочих равных город заметно чище станет.
И в других городах будут говорить: «В Чебоксарах дороги сделали, в Пензе двести скверов, в Саратове чистота и порядок, а у нас…»

— Одним из условий конструктивной работы вы называли наличие качественной команды. Президент Медведев, например, не так давно озаботился состоянием кадрового резерва страны. В Саратове для создания хорошей, профессиональной команды кадров-то хватает?
— Вот вы сами сказали, что президент Медведев озабочен кадровым резервом. Проблема кадров — она общая. Муниципальные зарплаты не настолько велики, чтобы кто-то из предпринимателей бросил бизнес и пошёл работать чиновником. Соответственно, кадровый резерв — молодые специалисты из саратовских вузов. Но для того, чтобы подготовить действительно грамотного специалиста по муниципальному управлению, требуются годы.

— За те полгода, что вы проработали главой администрации города Саратова, вы уже не раз подвергались критике со стороны губернатора. Это конструктивная критика, или приметы застарелой болезни — вечного кризиса между городом и властью? Вообще на этом посту вам удалось найти единомышленников в областной власти, среди городских законодателей?
— У нас рабочие отношения с губернатором. Что касается критики, это нормально. Понятно, если бы в городе была идеальная чистота, отличные дороги, а руководители подразделений мэрии делали бы всё качественно и точно в срок, я бы тогда мог позволить себе отпуск, а выходные проводил бы в кругу семьи.
Когда я принимал решение возглавить город, то понимал, что сити-менеджер если не расстрельная, то очень удобная для критики должность, тем более что город находится в таком состоянии, что поводов для неё предостаточно. Поэтому я был психологически готов к подобным вещам.
Отношения между городом и областью сегодня более конструктивны, чем когда-либо. То, что губернатор, инспектируя жилые дома, ремонтируемые в рамках № 185-ФЗ, очень скрупулёзно отнёсся к качеству работ, так это во благо. Более того, с нашей стороны подрядчик получил всё по полной программе. А практику объезда проблемных объектов я взял на вооружение.
Понятно, что к приезду губернатора или к моему приезду главы районов, подрядчики постараются навести порядок. Если для порядка на объектах нужно ездить — я готов это делать. С областной властью по многим вопросам я работаю в тесном контакте, особенно с профильными министрами. То же самое могу сказать про городскую думу и главу города Олега Грищенко. Подготовка бюджета также идёт в тесном контакте с главой города и депутатами.

— Долгие годы Саратов подвергается критике со стороны СМИ, общественности. Поводов для критики всегда находится много, начиная от грязи на улицах и заканчивая конфликтными ситуациями во властных структурах города. Вы почти полгода возглавляете город. Скажите, есть у Саратова какие-то сильные стороны, преимущества?
— По поводу критики со стороны СМИ всё закономерно. СМИ интереснее написать про плохое пять раз, чем один раз про хорошее. Этот дисбаланс во всём мире в большинстве СМИ, если они, конечно, не дотационные. И это не СМИ плохие. Это закон психологии. Народ с большим интересом читает негатив. Возвращаясь к сказанному выше, почему-то очень много специалистов в жанре «журналистское расследование» и очень немного в жанре «социальная реклама».
Что касается сильных сторон, конкурентных преимуществ, то смотря с чем сравнивать. Саратовская область — дотационный регион, в областном центре которого было много предприятий оборонной промышленности, большинство из которых осталось без государственного заказа.
У нас в достаточной степени выгодное географическое положение — Саратов расположен на пересечении транспортных магистралей.
У нас, опять же в силу наличия большого количества сложных производств, сложившаяся рабочая и инженерная культура, традиции. Причём это конкурентное преимущество сходит на нет вследствие разрушения системы профтехобразования.
У нас студенческий город, соответственно, в технологическом плане, в случае правильно построенных региональных программ развития мы имеем определённые преимущества.
Наконец, у нас культурный центр, что, вероятно, в межрегиональной конкуренции может дать определённые преимущества.

— Бывший мэр Аксёненко как-то сказал, что не обязан знать каждый переулок. Насколько хорошо город знаете вы?
— В достаточной степени хорошо. Я длительное время возглавлял газовое хозяйство города. По сравнению с другими городами у нас высокий уровень газификации. Мне, как руководителю, просто необходимо было знать, где проходят наши сети. Сейчас, при решении новых задач это знание даёт мне некоторые преимущества.

— Ну и, наверное, по прошествии первого полугодия можно подвести какие-то итоги: с чем уже удалось справиться, решением каких вопросов займётесь в ближайшее время?
— Когда я вступал в должность, я наметил для себя несколько приоритетных направлений. В первую очередь это дороги, чистота в городе, коммунальное хозяйство. По всем этим направлениям ведётся работа.
Мы, пользуясь погодой, асфальтируем улицы, готовим к зиме снегоуборочную технику. Мы в сложной ситуации, но планово и без срывов вошли в отопительный сезон. Мы закупаем технику, контейнеры и мультиконтейнеры для оборудования мусоросборочных площадок.
Вместе с партией «Единая Россия» увеличиваем количество детских садов. Партия объявила возрождение детских дошкольных учреждений своим проектом. Совместно с администрацией города разработан план, который включает в себя и строительство новых детских садов, и возврат тех, которые в своё время были выведены из сети детских дошкольных учреждений, и расширение сети ныне действующих садов. Деньги на это были выделены из городского и областного бюджетов в равных долях.
В общей сложности в рамках совместного проекта с «Единой Россией» в этом году мы планируем ввести 1280 дополнительных мест в детских садах города. Работа ведётся по очень многим направлениям.



Газета недели в Саратове №38(38) от 9 декабря 2008 года
Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации