06 ноября 2008 12:14

Выступление председателя комитета по финансам администрации Саратова Алексея Никитина на публичных слушаниях по проекту бюджета города на 2009 г.

Представленный для обсуждения проект бюджета города на 2009 г. подготовлен с учетом приоритетов, сформулированных в программных выступлениях Президента РФ и Председателя Правительства РФ, Бюджетном послании Президента РФ, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, Устава города Саратова и Положения о бюджетном процессе в городе Саратове. Бюджетные проектировки рассчитаны на основе показателей прогноза социально-экономического развития города, проекта закона Саратовской области «Об областном бюджете на 2009 год», объемов поступлений доходов в бюджет города на прогнозируемый период, планового реестра расходных обязательств муниципального образования «Город Саратов». Бюджет города предлагается рассмотреть по доходам в сумме 8 млрд. 359,2 млн. руб. и по расходам в сумме 8 млрд. 847,6 млн. руб. Планируется дефицит бюджета в размере 488,4 млн. руб., или 7,3% от объема доходов бюджета города без учета безвозмездных поступлений. Из общих доходов, зачисляемых в бюджет города, налоговые и неналоговые доходы прогнозируются в сумме 6 млрд. 666,6 млн. руб. Рост доходов бюджета города к бюджету 2008 года составляет 50,7%. Налоговые доходы прогнозируются в сумме 5 млрд. 159,8 млн. руб. с ростом к текущему году на 65%. Основными образующими доходами бюджета города являются: налог на доходы физических лиц в сумме 3 млрд. 740,8 млн. руб. (доля 56,1%), единый налог на вмененный доход в сумме 554 млн. руб. (доля 8,3%), земельный налог в сумме 706,5 млн. руб. (доля 10,6%). При расчете объема доходов бюджета города учитывались изменения налогового законодательства РФ, вступающие в действие с 1 января 2009 г. В целях улучшения демографической ситуации увеличен до 1 тыс. руб. размер налогового вычета по налогу на доходы физических лиц для налогоплательщиков, имеющих детей. Повышен до 280 тыс. руб. предельный размер дохода, до достижения которого предоставляется указанный вычет. Также увеличен до 40 тыс. руб. предельный размер дохода, при котором плательщики налога на доходы физических лиц имеют право на стандартный налоговый вычет. В целях стимулирования уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии освобождаются от налогообложения взносы на софинансирование пенсионных накоплений как со стороны государства, так и дополнительные взносы работодателей, уплачиваемые в пользу застрахованного лица. В состав социальных налоговых вычетов включены расходы физических лиц по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Совокупный размер указанных вычетов увеличен со 100 до 120 тыс. руб. Уточнен перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Установлены критерии, ограничивающие переход на уплату единого налога на вмененный доход, по численности работников (не более 100 человек) и по доле участия других организаций (не более 25%). Неналоговые доходы прогнозируются в сумме 1 млрд. 506,8 млн. руб. Их доля в общей сумме доходов составит 22,6%. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ с 1 октября 2008 г. в доходную часть бюджета города включены доходы, получаемые всеми бюджетными учреждениями города от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и средств от иной, приносящей доход, деятельности. В 2009 г. их объем прогнозируется в сумме 683,2 млн. руб. Проводимая в городе налоговая политика на 2009 г. и среднесрочную перспективу направлена на изменение налоговой базы, что повлияет на параметры собственных доходов бюджета города на будущий год. С этой целью Саратовской городской Думой принято решение по установлению базовой ставки арендной платы за нежилые помещения (здания, сооружения) муниципальной собственности на 2009 г. в размере 2 тыс. 246 руб. за 1 кв. м. в год, что выше уровня 2008 г. на 11,8%. Также администрацией города в 2008 г. подготовлены к принятию проекты муниципальных правовых актов: - по уточнению определений отдельных видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению в виде единого налога на вмененный доход с учетом принятых федеральным законодательством изменений в системе налогообложения на 2009 г.; - по применению при расчете арендной платы за земельные участки коэффициента социальной значимости в отношении лиц, находящихся в составе некоммерческих объединений граждан. По налогу на доходы физических лиц налоговая база в 2009 г. по сравнению с 2008 г. прогнозируется с ростом на 58,3%. Это было достигнуто на основе экономического развития города, постоянной работы контрольных комиссий по исполнению доходной части бюджета при администрации города и администрациях районов города по доведению заработной платы до прожиточного минимума и среднеотраслевого уровня на предприятиях среднего и малого бизнеса. Проектом Закона Саратовской области «Об областном бюджете на 2009 год» в следующем году городу прогнозируется объем межбюджетных трансфертов в сумме 1 млрд. 692,6 млн. руб., что на 3,7% выше предусмотренного бюджетом на 2008 г.. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений области составляют 20,5 млн. руб., субвенции 1 млрд. 654,4 млн. руб., субсидии 17,7 млн. руб. В связи с завершением действия переходных положений реформы местного самоуправления в 2009 г. не планируется изъятие «отрицательных трансфертов», то есть перечисление средств из бюджета города в областной бюджет. Удельный вес межбюджетных трансфертов в доходной части бюджета города составит 20,2% (в 2008 г. около 24%). В целом общий объем доходов бюджета города в 2009 г. прогнозируется на 2 млрд. 304,3 млн. руб. выше, предусмотренного в бюджете 2008 г. Бюджетная политика в области муниципального долга направлена на обеспечение сбалансированности бюджета города. Бюджетные ассигнования на погашение муниципального долга предусмотрены в размере 1 млрд. 361,5 млн. руб. Для исполнения бюджетных обязательств и покрытия дефицита бюджета города объем муниципальных заимствований предусмотрен в размере 1 млрд. 850,0 млн. руб., из них на реструктуризацию долговых обязательств – 1 млрд. 287,4 млн. руб. В 2009 г. муниципалитет продолжит политику привлечения заемных средств путем проведения открытых аукционов по определению кредитных организаций с наиболее выгодными условиями кредитования. Расходы по обслуживанию муниципального долга на 2009 г. запланированы в объеме 202,5 млн. руб., что составляет 2,8 % от расходов бюджета, при предусмотренном Бюджетным кодексом РФ предельном размере 15%. Расходная часть бюджета города прогнозируется в сумме 8 млрд. 847,6 млн. руб., что выше уровня бюджета текущего года на 36,3% (в 2008 г. – 6 млрд.487 млн. руб.). Проектом бюджета предусмотрен существенный рост бюджетных расходов на реализацию приоритетных направлений бюджетной политики города, утвержденных постановлением администрации города от 25 июня 2007 года № 481 и проектом Программы социально-экономического развития города Саратова на 2009-2011 гг. Прежде всего, значительно увеличивается социальная составляющая бюджета. Бюджетные ассигнования на социальную сферу составят 5 млрд. 672,3 млн. руб. или 64,1% от общей суммы расходов (в 2008 г. – 4 млрд. 46,9 млн. руб. или 62,4% от общей суммы расходов). По сравнению с 2008 г. рост составил 40,2%. Финансирование расходов социальной сферы в 2009 г. предусматривается за счет собственных доходов бюджета города, перечислений из областного бюджета и доходов бюджетных учреждений от платных услуг, безвозмездных поступлений и средств от иной, приносящей доход, деятельности. Формирование фонда оплаты труда по учреждениям социальной сферы осуществлено с учетом введения с 2009 г. новых систем оплаты труда, позволяющих поставить размер заработной платы в зависимость от объема и качества выполненных работ. С 1 сентября 2008 г. работники 116 муниципальных общеобразовательных учреждений переведены на новую систему оплаты труда, что позволило повысить заработную плату педагогического персонала в среднем на 44%, с 7966 руб. до 11500 руб. в месяц. В целом объем расходов на заработную плату с начислениями составит в 2009 г. 3 млрд. 69,0 млн. руб. или 123,4% к ожидаемым расходам текущего года. Введение новых систем оплаты труда позволит соблюсти требования федерального законодательства об установлении с 1 января 2009 г. минимального размера оплаты труда не ниже 4330 руб. Коммунальные услуги рассчитаны исходя из ожидаемого исполнения за 2008 г. и с учетом предварительных оценок повышения тарифов на оплату топливно-энергетических ресурсов (в среднем на 23,5%), доведенных комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области. В бюджете города на 2009 г. предусмотрены расходы на проведение текущего, капитального ремонтов и приобретение оборудования для учреждений образования в сумме 159,2 млн. руб., на проведение ремонтных работ и приобретение оборудования для медицинских учреждений - 234,3 млн. руб. Общий объем расходов на проведение капитального и текущего ремонта учреждений образования, культуры и здравоохранения составит 404,8 млн. руб., что на 16% выше уровня бюджета 2008 г. В целях увеличения количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, повышения качества дошкольного образования, развития материально-технической базы и учебно-методического обеспечения деятельности дошкольных образовательных учреждений в городе Саратове принята и активно реализуется муниципальная целевая Программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в городе Саратове на 2007-2009 гг.». В проекте бюджета на 2009 г. на финансирование Программы предусмотрено 149,2 млн. руб. (в 2008 году – 50,9 млн. руб.). Данные средства планируется направить на приобретение мебели, оборудования для медицинских кабинетов и пищеблоков (45,3 млн. руб.), проведение капитального и текущего ремонта в 170 дошкольных учреждениях (90 млн. руб.), проведение противопожарных и антитеррористических мероприятий (12,2 млн. руб.), открытие 14 групп кратковременного пребывания детей (1,7 млн. руб.). Прогнозный объем расходов на развитие физической культуры и спорта составляет 57,6 млн. руб., что на 38% выше показателей бюджета города на 2008 г. (в 2008 г. – 41,7 млн. руб.). Объем средств на исполнение публичных нормативных обязательств возрастет относительно уровня текущего года в 2,7 раза и составит 26,4 млн. руб. Из них на предоставление льгот Почетным гражданам города Саратова предусмотрено 1,3 млн. руб., на обеспечение проводной и беспроводной связью инвалидов и участников Великой Отечественной войны – 0,7 млн. руб., на договора пожизненного содержания – 0,4 млн. руб., на социальную поддержку отдельных категорий граждан – 24 млн.руб. На финансирование жилищно-коммунального хозяйства прогнозируется направить 1 млрд. 383,7 млн. руб., рост по сравнению с 2008 г. составляет 17,1%. В бюджете города впервые предусмотрены ассигнования на финансирование расходов на проведение капитального ремонта муниципальных квартир в сумме 5 млн. руб. и на возмещение разницы между тарифом на содержание жилья, установленным для нанимателей в соответствии с предельным индексом, и тарифами, принятым на собрании управляющих компаний, - 16 млн. руб. При формировании бюджета на 2009 год в соответствии со статьей 57 Жилищного Кодекса РФ предусмотрены расходы на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 180 млн. руб. для финансирования расходов на предоставление гражданам помещений общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. На финансирование мероприятий по благоустройству города прогнозируется направить 804,8 млн. руб., что выше уровня бюджета текущего года на 35,2% (в 2008 году 576,5 млн. руб.). Из них на ремонт и содержание автомобильных дорог и инженерных дорожных сооружений – 367,4 млн. руб., на уличное освещение – 101,2 млн. руб. и др. Последовательно осуществляется политика наращивания объемов бюджетных ассигнований на благоустройство и уборку территорий по районам города. При планировании на 2009 г. впервые применена методика распределения расходов на благоустройство города по территориям, утвержденная решением Саратовской городской Думы от 24.06.2008 №29-299. Кроме того, для осуществления функций заказчика администрациями районов города в 2009 г. впервые будут применены нормативы финансовых расходов благоустройства на отдельные виды работ по содержанию объектов и территорий, разработанные комитетом дорожного хозяйства администрации города. Их применение позволит осуществить единый подход к формированию цен на работы по благоустройству администрациями районов города, обеспечит рациональное и эффективное расходование бюджетных средств, увеличит экономию средств при размещении муниципального заказа. На реализацию плана основных природоохранных мероприятий по экологическому оздоровлению города Саратова на 2009 г. предусмотрено 202,7 млн. руб., в том числе в рамках адресной инвестиционной программы – 114,1 млн. руб., из них: - на строительство полигонов для складирования и захоронения твердых бытовых отходов – 14 млн. руб.; - на развитие систем водоснабжения и водоотведения – 87,3 млн. руб.; - на проектирование, реконструкцию и строительство ливневой канализации города – 11,8 млн. руб.; - на озеленение города (увеличение площади зеленых насаждений) – 89,6 млн. руб. Расходы по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2009 г. запланированы за счет субвенции из областного бюджета в сумме 315,1 млн. руб., что выше текущего года на 13,6%. Для финансирования непредвиденных расходов, проведения аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций предусмотрен резервный фонд администрации города в размере 50 млн. руб. На финансирование адресной инвестиционной программы города в 2009 г. предполагается направить средства в объеме 250 млн. рублей, что превышает уровень бюджета 2008 г. почти в 2,5 раза. В проект программы вошли 26 муниципальных объектов социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе: - в рамках программы развития сети дошкольных образовательных учреждений в городе Саратове на 2007-2009 г. на строительство пристроек к детским садам – 21,9 млн.руб.; - на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов с плавательными бассейнами школ № 89 в Ленинском районе и № 97 в Октябрьском районе – 20 млн. руб.; - на реконструкцию здания средней общеобразовательной школы № 4 - 10 млн. руб.; - на пристройку спортзала к средней общеобразовательной школе № 56 Ленинского района – 25,6 млн. руб. На реализацию целевых программ в 2009 г. ассигнования составят 276,3 млн. руб., с ростом к уровню текущего года почти в 1,8 раза и финансовым обеспечением более 76% от общего объема программных мероприятий.
Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации