04 июня 2008 10:30

Торгуй, торгуй ясно... (комментарий председателя городского комитета по экономике Алексея Санникова)

В прошлом году Министерство экономического развития и торговли России вышло в правительство с инициативой нового законопроекта – «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Прошло несколько месяцев, а документ по-прежнему существует в виде проекта, несмотря на его очевидную актуальность. По мнению разработчиков, закон должен помочь решить две главные проблемы в указанной сфере: удовлетворить потребности населения в продовольствии и товарах и ликвидировать несанкционированную торговлю. Нехватка магазинов и незаконная торговля – следствие того, что в стране до сих пор нет единого регламентирующего правового акта, позволяющего организовать и осуществлять торговую деятельность, или, другими словами, единого пакета документов, которые необходимо представить для того, чтобы получить разрешение на открытие торгового предприятия. Каждый регион принимает правила по своему усмотрению. И первое, что должен сделать закон, – установить единые требования и определиться наконец с полномочиями для всех ветвей власти. Прежде всего предполагается разрешительный порядок открытия магазинов заменить на уведомительный, то есть достаточно внести единый пакет документов в муниципальный орган, и тот в течение трех дней будет обязан выдать свидетельство о праве на работу. Но такие удобства предусмотрены не для всех. Для нестационарных объектов торговли (лотков, киосков, палаток) сохранится разрешительный характер. Им по-прежнему придется готовить расширенный список документов. Помимо этого, будут выработаны требования к размещению и оборудованию каждого вида магазинов в зависимости от норм градостроительного законодательства. Отдельная глава посвящена организации особых условий для торговли продукцией отечественного агропромышленного комплекса. Кстати, Минсельхозу принадлежит идея внести в закон статью о предельных наценках на социально значимые товары. По словам председателя комитета по экономике администрации Саратова Алексея Санникова, документ, без сомнения, нужный. Другое дело, насколько закон окажется действенным и поможет ли справиться с проблемами. Что касается ситуации в сфере потребительского рынка на территории города, то здесь саратовцам в каком-то плане повезло – обеспеченность торговыми площадями превосходит нормативы на 40%. К нашим услугам многочисленные рынки, дискаунтеры (магазины у дома), разветвленная структура сетевых магазинов (как пришлых – из Москвы, Краснодара и Волгограда, так и местных). Все они с лихвой покрывают наши потребности. Цены – это другой разговор, главное – есть возможность. Пожалуй, основной головной болью для Саратова остается несанкционированная торговля. И в борьбе с ней, по убеждению Алексея Санникова, никакие законы и никакая власть не помогут до тех пор, пока сами жители будут ей потворствовать. Голосование рублем подчас оказывается куда более действенным, нежели иные меры. Всех саратовцев возмущает, что одну из красивейших улиц города – проспект Кирова – превратили в барахолку. Но мы же сами и стимулируем это явление, охотно покупая товары, предложенные уличными торгашами. По словам Алексея Санникова, ни у кого из них нет законных оснований заниматься этой деятельностью, тем не менее дневная выручка лоточников превосходит самые смелые ожидания, то есть их продукция пользуется огромным спросом у населения. «По действующему законодательству, – поясняет Алексей Санников, – чтобы организовать стационарное предприятие торговли, необходимо иметь помещение в собственности или аренде, заключение Роспотребнадзора о том, что там можно продавать товары. Если это продовольственные товары – обязательно наличие холодильного оборудования и медкнижки у продавцов. Свои требования и к мелкорозничной, нестационарной, торговле, которая осуществляется на улице без объекта капитального строительства, – точкам продажи мороженого, кваса, летним кафе. Есть определенный перечень киосков с оформленными земельными участками, а также перечень мест города, где администрация считает целесообразным разместить объекты торговли». Как видим, органы местного самоуправления не предъявляют каких-то завышенных требований к решившим податься в торговый бизнес. Но даже такой порядок многим кажется обременительным. И пока одни стоят в очередях на получение лицензий и прочего, их конкуренты предпочитают не тратить время и самостоятельно развивают бурную торговую деятельность, причем нашли довольно оригинальный способ защиты. В ответ на обоснованные претензии властей, они напоминают, что поддержка малого бизнеса – дело государственной значимости, а тут получается, несчастных предпринимателей душат на корню. Что интересно: прибегая к этому аргументу, они легко находят сторонников среди потребителей. Оказываясь свидетелями проверок торговых объектов, покупатели порой грудью встают на защиту владельцев торговых точек. Особенно активно проявляют себя люди пожилого возраста. У них свои аргументы: до магазина – лишние десятки метров. Стоит ли их преодолевать, если можно почти все то же самое купить в киоске, под окнами дома, да к тому же дешевле? «Никто не возражает против поддержки малого бизнеса, – говорит Алексей Санников. – Но бизнес бизнесу рознь. Есть социально ответственный, который вкладывает деньги в ремонт магазинов, благоустройство прилегающей территории, заботится о культурном облике города и т. д. Естественно, так как затрат у них больше, то их услуги обходятся гражданам несколько дороже. А есть предприниматели, которые самовольно занимают участки, не платят за них, не имеют договоров на вывоз ТБО и подключение к электроэнергии – попросту ее воруют. И наносят существенный урон экономике города». Хочется добавить – и нашему здоровью, потому что за качество товара и продовольственных продуктов в незаконных объектах торговли никто не отвечает. Попытки местных властей совместно с правоохранительными и надзорными органами направить стихийную торговлю в цивилизованное русло по большей части оканчиваются ничем. Все, что они могут в рамках существующего законодательства, – потребовать свернуть лавочку. Но завтра она снова появится на том же месте или чуть в стороне. Хорошим подспорьем были когда-то административные комиссии, вспоминает председатель комитета по экономике. Штрафы позволяли контролировать ситуацию. Однажды попав на приличную сумму, предприниматели начинали задумываться о том, чтобы придать своей деятельности легитимный статус. Однако с упразднением комиссий муниципалитет потерял последние рычаги. Регулировать торговлю, когда все подзаконные акты разрознены, сложно. Теперь их хотят свести воедино. Кстати, упомянутому законопроекту предшествовал другой – «О розничной торговле». В свое время он получил отрицательное заключение правительства и представителей бизнес-сообщества. Тем не менее многие моменты в документах перекликаются. Не получится ли так, что в итоге в законодательстве, регулирующем торговую деятельность, появятся взаимоисключающие моменты? Алексей Санников так не думает. Скорее, наоборот, на все вопросы будут наконец даны исчерпывающие ответы. Правда, некоторые опасаются, как бы документ не оказался перегружен нормами и в результате не создал ненужные административные барьеры. «Поживем – увидим, – подытоживает Алексей Санников. – Но даже сейчас, в отсутствие каких-то правовых оснований, мы принимаем все усилия для того, чтобы Саратов соответствовал всем представлениям о культурном купеческом городе». Анна КУЗНЕЦОВА, газета «Неделя области» от 4 июня 2008 г.
Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации