28 мая 2008 11:29

Простимулируют по результату (интервью с председателем городского комитета по образованию Мариной Епифановой)

Труд учителей будет оцениваться по-новому Глава городского комитета по образованию Марина Епифанова рассказала о ходе реализации в Саратове комплексного проекта модернизации образования (КПМО), а также о предпринимаемых шагах по улучшению качества питания в школах и о правилах приема детей в первые классы. - Марина Анатольевна, о проекте КПМО многие наслышаны, но не все знают, что он из себя представляет? - Во-первых, комплексный проект модернизации образования – одно из направлений национального проекта. Ко всеобщей радости саратовских учителей, в этом году мы выиграли данный грант в числе десяти субъектов РФ, и сейчас стоим на пороге начала его реализации. Прежде всего, основная цель КПМО - качественное доступное образование: абсолютно любой ребенок, который проживает в Саратове, должен иметь возможность получить такое образование. Именно каждый ребенок. Не секрет, что в Саратове имеется широкая сеть образовательных учреждений, в их числе лицеи, гимназии, всего около 23 инновационных учреждений. И каждый родитель, в идеале стремится, чтобы его ребенок попал в лицей или гимназию. Особенно, когда речь идет о старших классах, дальнейшем обучении. Поэтому в КПМО делается акцент именно на качественном и доступном обучении. То есть, оно должно быть не только в лицеях и гимназиях, а в любой школе – будь то окраина или центр Саратова. - Что планируется делать в рамках проекта, чтобы образование было действительно качественным и доступным? - Он будет реализовываться по 5 основным направлениям. Два первых напрямую связаны с заработной платой учителей и финансированием образовательных учреждений. С 1 сентября все 116 городских школ области перейдут на новую систему оплаты труда, которая позволит достичь среднего абсолютного показателя заработной платы городского учителя – 15 тыс. 20 рублей. Для примера – сейчас зарплата учителя в среднем составляет 7 600 рублей. То есть, она увеличится в 2 раза. Но это не значит, что абсолютно все учителя будут получать такую сумму. Новая система оплаты труда позволяет, наконец, оценить труд учителя не только по его образованию и категории, а еще и по результатам, которые он достиг в своей работе, а также по результатам учебы его подопечных. - А кто будет непосредственно заниматься этой оценкой? - У нас сейчас уже завершается создание управляющих советов. Это совсем новый орган, который появится в каждом образовательном учреждении. В его состав войдут как представители педагогов, так и родительской общественности, и учащихся. Поэтому оценка труда учителя будет совместной. Это действительно конкретные критерии оценки качества образования. Теперь зарплата учителей будет состоять из двух частей – базовой и стимулирующей. В базовой части сохранится заработная плата в соответствии с образованием учителя, его категорийностью, объемом аудиторных часов. А вот в стимулирующей части как раз и будет заключен его личный результат, доля участия каждого учителя в жизни школы. - Не получится ли, что в конце следующего года резко возрастет количество отличников? Ставить двойки, значит тем самым, вынимать деньги из своего кармана. - Это нам не грозит. Потому что есть следующее направление КПМО – региональная система оценки качества образования. Это независимая оценка. Приведу пример. Все уже хорошо знают, что такое ЕГЭ. В прошлом году мы апробировали новую независимую форму для выпускников 9-х классов - так называемый мини-ЕГЭ. Они сдают экзамен не в стенах школы, при независимой комиссии. Объективность оценки ученика в этом случае гарантирована. То есть как ребенок, так и его учитель не знают, какой комиссии они будут сдавать экзамен по конкретному предмету. То же самое касается одиннадцатых классов. Таким образом, «рисовать» пятерки во время учебы не будет заинтересован ни один учитель. Потому что впереди – независимая форма оценки, которая покажет реальные знания ученика. - Если с базовой частью все понятно, то как должен действовать учитель, чтобы его зарплата достигла 15 тыс. руб.? - Я рада, что мы наконец-то ушли от так называемой уравниловки. Чего греха таить, не в обиду будет сказано, но у нас есть и инертные учителя. Они, естественно, выполняют свою работу, но у них нет особой искры, увлеченности, желания самосовершенствоваться. А вот те учителя, которые интересуются новыми методиками, программами, используют инновации, компьютерные технологии, при новой оплате труда будут материально простимулированы. Кроме того, у нас практически все педагоги являются еще и классными руководителями, но абсолютно по-разному к этому относятся. Кто-то еженедельно ходит со своим классом и в театр, и в музеи, и в кино, водит детей на экскурсии. А кто-то эту функцию исполняет номинально… Поэтому каждый «индикатор» будет теперь учитываться – освоил ли учитель новый учебник, участвуют ли его дети в спартакиадах, олимпиадах, какие результаты их участия и др. Ни одно мероприятие не пройдет даром. - То есть, с одной стороны учителям увеличивают зарплату, с другой – на них возлагается большая ответственность. - Абсолютно верно. - Будут ли использованы деньги, выделяемые в рамках этой программы, помимо увеличения зарплаты учителям, на приобретение оборудования? - Да, конечно. В городе определены так называемые базовые школы. Их 25. Это, прежде всего, ресурсные центры, которые имеют не только хорошую материальную базу, но и хорошие педагогические кадры. То есть это те школы, которые готовы оказать любую образовательную услугу, если на то будет запрос от населения. Именно они в первую очередь будут получать оборудование для учебных кабинетов по профилям, медкабинетов и школьных столовых. - Если говорить о питании учащихся, ожидаются какие-либо позитивные изменения? - В Саратове ситуация уже улучшилась благодаря инициативе депутатов городской думы. В конце прошлого года был заслушан вопрос об организации школьного питания в образовательных учреждения города, и именно депутаты городской думы инициировали увеличение дотаций до 12 рублей на человека. То есть, на сегодняшний день у нас все нуждающиеся дети (из малообеспеченных, многодетных семей, дети- сироты, опекаемые дети – всего более 3,5 тысяч) получают дотацию на питание из городского бюджета в размере 12 рублей. Помимо этого, еще имеется субвенция в размере 3-х рублей. Учитывая, что в прошлом году малообеспеченный школьник питался на 3 рубля, а сегодня имеет возможность кушать на 15 рублей в день (это уже не чай или булочка, а горячее питание) - позитивные сдвиги на лицо. И мы ни в коем случае эту планку не понизим. - Существуют ли на сегодняшний день правила приема детей в первые классы, и в каких случаях школа имеет право отказать родителям? - Ни о каких отборах, конкурсах или экзаменах не может быть речи, потому что это противоречит законодательству. Прием в первый класс осуществляется на основе собеседования: учитель должен знать уровень подготовки ребенка, чтобы скорректировать учебную программу. Необходимо также предоставить заявление, копию свидетельства о рождении (ребенок должен достигнуть 6,5 лет) и медицинскую справку о том, что он здоров и рекомендуется к обучению в общеобразовательной школе. По результатам собеседования родителям могут отказать только в том случае, если в учебном заведении нет мест. Единственная «льгота» о которой может идти речь - наличие у детей старших братьев или сестер, которые обучаются в данном учебном заведении. ( Родителям, безусловно, удобно водить всех детей в одну школу). Никаких льгот на прием в школу нет. (газета "Саратовская панорама", 28 мая 2008 года)
Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации