19 марта 2008 16:13

"Я не оптимист, не пессимист, я реалист" - интервью С.Н. Тульского

На вопросы корреспондента «Московский комсомолец в Саратове» отвечает и.о. главы администрации г.Саратова Сергей Тульский - Как рядовой горожанке, мне бы хотелось начать интервью так: грязнее и страшнее нашего Саратова ничего, наверное, нет. Посмотрите на Ленинский район – он представляет собой просто непрерывную помойку, летом зарастает бурьяном в рост человека, в бурьяне плодятся бездомные собаки. Да и центр не многим лучше. Во что превращены остановки транспорта! Непреходящая грязь вконец деморализовала население: редкий мужик ищет урну, чтоб выбросить окурок. Люди привыкли жить на помойке! Так будет всегда? Или в наступившем году станет лучше? - Я не оптимист, не пессимист, я реалист. Ту ситуацию, которая сложилась на сегодня в Саратове, можно рассматривать двояко: то ли стакан наполовину пуст, то ли он наполовину полон. Можно сказать, что все до такой степени плохо, что уже и сделать ничего нельзя, а можно сказать, что не так все плохо, можно еще что-то и сделать. Понимаете, лучше должно быть. Хотим мы или не хотим, лучше все равно должно быть. Можно сейчас ссылаться на предыдущих городских руководителей, у нас это всегда было принято: предыдущие градоначальники довели до того, что я начинаю с нуля. Нет, я с нуля не начинаю, я начинаю с того состояния, в котором город находится сейчас. И давайте не будем говорить о том, кто довел. Все-таки наш город отражает то, что происходило и происходит в стране в целом. Поэтому отрывать город Саратов от общей ситуации в стране нельзя. Конечно, есть на нашей карте отдельные точки – Москва, Питер, Казань, столицы республик… Но в основной своей массе российские города ничем существенным от Саратова не отличаются – ни по благоустройству, ни по жилому фонду, ни по всему остальному. Поэтому я ставлю вопрос не так: «Почему у нас все плохо?» а так: «Можно ли сделать, чтоб у нас стало лучше?» Отвечаю: можно. Если мы консолидируем все силы: областные, городские депутатские и городские административные. Начинает ли у нас получаться? Начинает. Только за два этих месяца, январь и февраль мы смогли получить от области больше миллиарда рублей дополнительно, и они еще будут передавать нам деньги – для того в первую очередь, чтобы направить их на благоустройство города, на закупку техники, которая будет это благоустройство обеспечивать. Можно ведь так говорить: зачем бордюры красить, если дома рушатся. Зачем деревья обрезать, если людям жить негде. Но не наводить никакого внешнего порядка все равно нельзя. Если у нас дома рушатся, это не значит, что грязь с улиц не надо убирать. Если жилья не хватает, это не значит, что мы не должны деревья обрезать и белить, столбы очищать от всех этих бумажек наклеенных, павильоны остановочные приводить в порядок. Да, на уровень жизни это мало влияет, но влияет на эмоциональное состояние людей. Человек выходит на улицу и видит: чисто, опрятно, подстрижено, покрашено, цветочки высажены. Ему приятно на это смотреть. И не такие уж страшные деньги нужны, чтобы это сделать. Эти средства в бюджете будут дополнительно предусмотрены, такие договоренности с областью есть, деньги будут выделяться, то, что я назвал, будет делаться обязательно. В какой срок? Думаю, что до первого мая я это сделаю. Конкретно: ямочный ремонт дорог сделаю и очищу от мусора весь город. Я в этом уверен. - Теперь о жилфонде – разваливающемся, трескающемся, заливаемом, гниющем, сгоревшем и т.д. Читательские жалобы мы могли бы цитировать еще десять листов подряд. Народные правдоискатели судятся со своими МУДЕЗами, суды признают их право на бесплатный ремонт домов, но решения эти не исполняются. Вы видите какие-то пути выхода? Поможет ли здесь федеральный Фонд реформирования ЖКХ, созданный, насколько нам известно, в соответствии с президентским указом? Недавно сообщалось, что план расходов по Саратову разработан и отправлен в этот фонд… - Дело не в ДЕЗе, а в системе. Было хроническое недофинансирование ремонта жилого фонда. Можно обвинять кого-то в том, что часть денег была украдена, часть потрачена не по назначению. Но я вам скажу о другом. Мы на постсоветском пространстве остались, наверное, единственным государством, которое не навело порядок в расчетах за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Несмотря на то, что у нас средняя зарплата побольше, чем на Украине или в Казахстане. Все должны платить за услуги. Те, кто не может платить, должны получать дотации из бюджета. Иного быть не может. У нас ситуация до сих пор складывается ненормально. Мы в прошлом году искали триста тридцать миллионов, чтобы доплатить энергетикам то, что население не доплатило. В этом году тоже требуется порядка пятисот миллионов, чтоб доплатить. Мы себя обманываем и население обманываем. Поэтому мы должны четко и ясно населению сказать: за все должен платить потребитель. Потребитель, а не бюджет. Бюджет – он для другого, он должен помогать тем людям, которые не могут платить. У нас жилой фонд многоквартирный – 6351 дом, а счетчиков тепловой энергии – 1200. К чему это приводит? К тому, что энергетики все свои огрехи сваливают на население, а мы ничего сделать не можем. Если нет на доме узла учета – они за основу берут показания своих узлов учета на станции. У них есть свои потери, и то, что они потом нам выставляют – это не соответствует тому объему, который потребитель реально получил. Надо на многоквартирных домах везде поставить узлы учета. Кто должен это делать? Сами жильцы должны организоваться и сделать это, никто другой по закону не может. Тогда энергетики сами будут ковыряться, искать, где у них потери и не будут эти потери перевешивать на жителей Саратова. Когда управляющие компании делают перерасчет, весь город гудит: а чего это мне на две, на три тысячи больше принесли, чем всегда, какое право они имеют? А для того, чтобы поставить узел учета на четырехподъездный многоквартирный дом, нужно примерно 150 тысяч рублей. Если в доме 120 квартир – это немножко больше, чем тысяча с квартиры. При будущем перерасчете – мы уже подсчитали – в платежках будет стоять минимум по три тысячи с каждой квартиры. Поэтому нужно объяснить это жителям и убедить их поставить счетчики. Мы уже об этом со всеми управляющими компаниями переговорили. Бесполезно. Не трогается дело с мертвой точки. А жилой фонд не ремонтировался, потому что мы не собирали ста процентов коммунальных платежей. Так, дыры латались кое-где. В прошлом году президент объявил, что надо создать соответствующий фонд и начинать ремонт жилого фонда. Мы соответствующую заявку сформировали, и завтра (да, буквально завтра) она уйдет в Москву. Но это… я не знаю даже, какая по счету заявка. Мы уже заявок пять или шесть отдавали, а потом из Москвы приходили другие формы, которые мы должны заполнять. В постановлении о создании фонда очень много недоработок. Но мы все же рассчитываем получить деньги из Москвы. Сколько будет этих денег? По нашим расчетам – под три миллиарда, из них один − на расселение аварийного жилфонда − это у нас 502 дома. Что такое для нас оставшиеся два миллиарда? Да ничего. Это меньше пятисот тысяч на дом. Даже кровлю не починишь, не говоря уже о стояках, подвалах и так далее. Поэтому мы для себя определили три приоритета. Вот что мы будем рекомендовать управляющим компаниям за эти деньги делать: первое - установить узлы учета потребляемой энергии и воды, чтоб сократить свои расходы; второе - привести в порядок лифтовое хозяйство, которое у нас пришло в катастрофическое состояние; и третий приоритет - кровля. Но это касается только тех домов, которые попадут в реестр, в эту программу. Конечно, не все дома попадут, это я заранее могу сказать. Кто попадет? Те, кто поторопится с оформлением документов. Кто будет ушами хлопать – тот просто физически не попадет. Весь жилой фонд Саратова за эти деньги отремонтировать невозможно. - Предвосхищаем ваш ответ на многие наши вопросы: «Нет денег». Слышали уже: бюджет на 2008-й год – 5,6 миллиардов, а на то, чтоб привести город в более или менее человеческое состояние, нужно десять миллиардов, это без перспектив развития – только на сегодняшние прорехи. Но позвольте поставить вопрос таким образом: А ПОЧЕМУ У НАС НЕТ ДЕНЕГ? Ведь не начало девяностых на дворе, и не объяснишь уже ничего «трудностями переходного периода»! Нам денно и нощно внушают, что Россия встала с колен и уверенно смотрит в будущее. Почему же у нас нет денег ДАЖЕ на настоящее? - Почему нет? Есть деньги. Действительно, чтоб содержать город в том состоянии, в котором он есть сейчас, нужно, по моим подсчетам, десять миллиардов. А если планировать развитие городского хозяйства – бюджет должен быть больше в зависимости от того, что мы планируем делать и насколько мы планируем улучшить качество жизни саратовцев. Я все-таки считаю, что мы на самом деле встали с колен. И более того – те 5,6 миллиардов, которые были первоначально в бюджете города, сейчас превратились уже в 7 миллиардов – с учетом того, что было выделено из областного бюджета при поддержке «Единой России». И еще будут деньги на благоустройство города выделять, пока речь идет о пятистах миллионах. Плюс – я все-таки думаю, что сам саратовский бюджет будет профицитным, и у нас появятся еще некоторые средства. На какую цифру мы выйдем, я пока точно не могу сказать, но думаю, что к 8 миллиардам мы должны приблизиться. Этих денег нам хватит на то, чтоб более или менее держать Саратов в том состоянии, в котором он сейчас есть, и не ухудшать его. Пять-шесть лет назад городское хозяйство вообще практически не содержалось. Невозможно же так: начиная с девяностого примерно года оно разваливалось, а вот с этого года у нас все должно вернуться на круги своя. Не вернется. Мне говорят теперь: Аксёненко такой человек, он довел городское хозяйство до нынешнего состояния. Но, наверное, Аксёненко не один был на территории Саратовской области и не один он был в городе. Что толку кричать «Держи вора». У нас задача другая. Делать что-то для того, чтоб жители Саратова жили лучше. Конечно, если бы к нам в Саратов приехал Абрамович и открыл бы у нас офис «Сибнефти» и платил бы здесь со всей «Сибнефти» налоги – было бы лучше. Нам нужна такая налогооблагаемая база в Саратове, чтоб нам хватало – даже в рамках тех 7 процентов, которые город получает от общего налогового сбора. Но пока мы исходим из того, что у нас есть. Тенденция складывается сейчас нормальная. 2007 год мы запланировали с дефицитом бюджета, но все равно сделали его профицитным. То есть налогов поступило больше, чем мы планировали. Мы начинали 2007-й год с цифры 4,5 миллиарда, закончили с цифрой 6,2 миллиарда. Мы начали этот год с цифры 5,6 миллиарда, но уже сейчас имеем больше семи. Поступления денег идут. Другое дело, если мы хотим построить дороги в Саратове, соответствующие современным стандартам, нам надо на один километр дороги два миллиона долларов. По самым скромным подсчетам нам нужно таких дорог построить тысячу километров, чтоб все по городу Саратову ездили замечательно. Это два миллиарда долларов. Понятно, что у нас нет такой налогооблагаемой базы. Планировать ремонт дорог, исходя из нашего бюджета, мы можем. Вести строительство дорог – не можем. То же самое – по жилому фонду. Наш бюджет – это не бюджет развития, но это бюджет, который позволяет держать хозяйство в более или менее сносном состоянии. Я периодически даю команды по какому-то отдельному адресу: той бабушке стояк поменять, той крышу залатать – но испытываю от этого еще большее неудовлетворение. Да, отдельной бабушке я могу помочь. Бабушка потом приходит, говорит спасибо. Но от этого ничего не меняется. Мы просто у одних забрали, другим сделали. А в целом не можем сделать. Чтобы сделать в целом, нужны огромные деньги. - О транспорте. По городу стадами бегают газели. Они, с одной стороны, помогают передвигаться по городу, с другой – создают пробки и очень часто нарушают ПДД. Мы знаем о запланированных лизинговых закупках трамваев, троллейбусов и автобусов. Мы можем воспринимать это как целенаправленную политику? - Это очень сложный вопрос. В Саратове на протяжении десяти лет выстраивалась определенная транспортная система и в целом она транспортную проблему города решает. Она работает автономно, без нашего вмешательства. Есть рычаги, которые позволяют ей работать. Неправильные рычаги. Наличка черная, которая там присутствует, заинтересованность тех же газельщиков и автобусников в том, чтоб доходы свои не показывать… Но срочно эту систему поменять – не получится. Газели должны вымирать естественным образом. То есть по мере того, как мы будем чем-то их заменять. Наш приоритет – развитие городского электротранспорта. Весь мир уже понял, что этот транспорт надо возвращать на улицы городов. Мы, к счастью, не сумели его до конца уничтожить, хотя попытки такие были. Теперь надо его развивать. Мы будем развивать, прежде всего, трамвайное направление, третий маршрут и девятый. Трамвайные пути – это ведь отведенная земля, и на ней не может быть пробок. Я сам очень долго жил в Ленинском районе, на 6-й Дачной и никогда не пользовался ничем, кроме трамвая. До Мирного переулка я доезжал за 22 минуты. Весь оборот «тройки» составлял 45 минут, это было двадцать лет назад. Сейчас полный оборот «тройки» – полтора часа. Когда мы вернем Саратову тройку, отремонтировав линию и поставив на нее новые трамвайные вагоны – а мы это сделаем, 20 вагонов, которые в этом году получим, все на «тройку» отдадим, и пути в течение трех лет отремонтируем – тогда очень многое отпадет само собой, люди просто перестанут пользоваться теми же газелями. Но полностью транспортную проблему мы сможем решить не раньше, чем к 2012 году. - О демографии, то есть о детских садах. В настоящее время устроить ребенка в садик – проблема. По кризисным временам прекратили существование, по нашим данным, больше сотни детских садов, главным образом, ведомственных. Их помещения заняты сейчас кем угодно – от психоневрологического диспансера до районной прокуратуры. Муниципальные детские садики устояли, но их переполненность в Волжском, к примеру, районе составляет 138 процентов. За счет чего можно сейчас выправить ситуацию? - Проблема не только в детских садах. Я с ужасом думаю, что у нас будет лет через пять-шесть со школами. То же самое повторится, что сейчас с детскими садами. Когда детей стало мало, и детсады стали не востребованы, их быстренько прибрали к рукам. Мы в этом году посчитали и прослезились: всего девять садиков мы реально можем в этом году вернуть в муниципальную собственность. Ушли сотни, а вернуть можем девять. Но эти девять мы вернем в муниципальную собственность. И где-то полторы тысячи детишек сможем в них принять. Плюс – четыре пристройки к садикам, которые мы сейчас делаем, это еще двести детей. Максимум, что мы можем сейчас сделать – это две тысячи мест добавить. Это проблему не решит, потому что демографическая ситуация в самом деле улучшается. Нам надо эту проблему решать самым серьезным образом. И потребуется не один год. Мы ведь только в прошлом году впервые повернулись к этой проблеме лицом. Раньше вообще этим не занимались. Мы смотрим сейчас садики, которые просто в разрушенном состоянии, брошены. Выясняем, можно ли их восстановить и опять ввести в строй. Кроме того, во всех новых микрорайонах комплексной застройки мы будем понуждать строителей строить детсады. И также мы будем понуждать их строить школы новые на территории этих микрорайонов. Это уже без вариантов – других планировочных предложений не принимаем. - О зелени. Здесь просто ужас. Центральные бульвары, которые совсем недавно еще являли собой гордость и украшение города – на улице Рахова, Астраханской, на проспекте 50-летия Октября – превращены ныне в серую замусоренную пустыню. Стремительно гибнет Набережная. Весьма проблемна ситуация с Детским парком, Липками и старым городским парком. Вы видите какой-то выход? - Правда, ужас. Никто реально и планово в Саратове этим никогда не занимался. То маленькое деревце, которое мы сегодня где-то в центре города сажаем – 90 процентов, что погибнет, не вырастет. Земля под застройку выделяется не нами, а областью, а область очень мало думает о том, есть ли там зеленые насаждения, будут ли они вырублены. Есть ли выход? Да. Я считаю, что выход очень простой. Хочешь спилить дерево – пили. Заплати сто тысяч рублей за каждое и пили себе. А мы за эти деньги и травку газонную купим и деревья большие – вы видели по телевизору, как привозят и сажают сразу большое дерево с комом земли? То есть должен быть экономический подход ко всему этому, а не халявный. А у нас ночью втихаря спилили, а утром вроде уже никто и не видит, что дерева нет. Я проработаю юридическую базу, и если закон позволяет нам таким образом поступать – с соответствующей инициативой буду выходить в гордуму. Мы с депутатами городской думы договорились: по итогам апреля посмотрим, сколько в бюджете есть денег, но где-то около пятидесяти миллионов выделим МУП «Садово-парковое» для того, чтоб оно начало восстанавливать скверы и парки. Это факт! Впервые в этом году мы ставим вопрос таким образом. 87 миллионов в этом году будет выделено Горсвету – на то, чтоб восстановить уличное освещение. В первую очередь − в скверах и в парках. И на уборку улиц, на цветы, на газоны мы найдем в этом году дополнительно 300 миллионов. - О воде. О ее качестве, о гнилых трубах, постоянных порывах, о МУП «Саратовводоканал». Писано-переписано. На что надеяться, грядут ли улучшения? - Если улучшений не будет, мы все утонем. Это понятно. Я очень рад тому, что у меня последнее время по пять-шесть аварийных ситуаций в день. В январе было по 25-26, именно на сетях «Водоканала». В каком направлении двигаться? В рамках инвестиционной программы, принятой депутатами, мы уже в этом году можем начать обновлять сеть. У нас по Московской с 1906 года лежат сети чугунные. Будем делать реконструкцию сетей. Есть несколько вариантов того, как МУП «Саратовводоканал» будет в дальнейшем существовать. Надо привлекать инвесторов для того, чтоб «Водоканал» реанимировать. Предложения от инвесторов есть, варианты прорабатываются. Причем, муниципальная собственность так и останется муниципальной. Речь идет только о том, «Водоканал» может быть передан в управление какой-то управляющей компании. Которая подпишется под тем, что она в течение двух-трех лет обновит все сети по городу и будет еще пять лет их содержать. - А теперь о коррупции. Это вопрос не только к правоохранительным органам, но также и к вам. Вряд ли вы станете отрицать, что город у нас взяткоёмкий. Да и мы не раз писали о том, сколько денег оставляет в различных инстанциях предприниматель, желающий арендовать помещение под офис и начать свой бизнес. А что вы думаете о «принципе единого окна» - известном предложении покойного прокурора Е.Григорьева? Этот принцип позволил бы прекратить блуждания предпринимателя по жадным инстанциям, предприниматель сдавал бы свою заявку в одно «окно» и из него же получал бы потом готовые документы. Это нереально? - Я сам вижу очень большие недоработки в нашей системе, и у меня есть мысли о том, как провести соответствующую реорганизацию комитета по архитектуре, земельного комитета и комитета по управлению имуществом. Это именно те комитеты, которые должны работать по принципу единого окна. Но реализовать свои мысли я смогу только когда у меня появится возможность более или менее продолжительной работы. То есть если я перестану быть и.о. Тогда я и поделюсь с вами этими мыслями. Марина Бирюкова («МК в Саратове», 19 марта 2008 г.)
Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации