04 июля 2007 12:48

Автобус тронется, состав останется? (интервью)

Интервью с заместителем главы администрации города Саратова по индустриальному комплексу Сергеем Тульским В ноябре перевозчиков автомобильным транспортом ждет новый конкурс. Его главное условие – обновление подвижного состава. В прошлом номере мы затронули тему общественного транспорта. У гильдии перевозчиков накопилась масса вопросов к городским властям, связанных с распределением маршрутов и обновлением подвижного состава. Новые условия не всем пришлись по душе. По словам перевозчиков, им никак не удается найти общий язык с главным заказчиком их услуг – администрацией города Саратова. Труднее всего перестроиться оказалось «газелистам». Основные претензии и пожелания, высказанные членами гильдии, «НО» попросила прокомментировать Сергея Тульского, заместителя главы администрации Саратова по индустриальному комплексу. – Сергей Николаевич, в чем суть конфликта, возникшего между городом и перевозчиками? – Никаких противоречий с гильдией перевозчиков у нас нет. Они заранее знают, что не правы во всем. Дело в том, что не могут «ГАЗели» ездить по городу Саратову. На наших улицах должны ездить автобусы большой, малой и средней пассажировместимости. Это поняли уже по всей России. У нас же сложился дикий рынок. Лет пять-шесть назад кто-то кулуарно открывал маршруты, кто-то кулуарно их раздавал... Поэтому в гордуме сейчас прорабатывается соответствующее положение по отбору перевозчиков. На рынке должны работать серьезные организации, которые будут обновлять подвижной состав и следить за экологией. Почти 90% загрязнений в городе – это от того транспорта, который ездит по нашим улицам. Поэтому мы четко и ясно обозначили правила игры на этом рынке. На последнем конкурсном отборе мы предоставили маршруты всем, кто подал заявку в соответствии с законом. Сняли лишь несколько предприятий, потому что они неправильно оформили документы. Остальным всем дали возможность себя проявить. В ноябре предстоит новый отбор. И вот тогда мы посмотрим: кто не собирается обновлять подвижной состав, с тем и будем безжалостно расставаться. Транспорт должен развиваться в определенном направлении. Никто не говорит, что «ГАЗели» не имеют права на существование. По нашей концепции, они должны развозить народ веером от конечных маршрутов автобусов, например, вверх и вниз от 3-й Дачной. – Перевозчики жалуются, что если раньше они находились в равных условиях, то сейчас у «Горэлектротранса» особые привилегии, по их мнению, ничем не обоснованные… – Мы этого не скрываем. Когда началась эта вакханалия, никто не смотрел на трамваи и троллейбусы. Параллельно им пускали «газельные» маршруты. Народ стал уходить с трамваев. «Горэлектротранс» практически довели до банкротства. Возник вопрос: а нужен ли он городу? Нужен! Во всем мире лет двадцать назад отказались от этого вида транспорта, а сейчас снова возвращаются к нему. Потому что это экологически чистый транспорт. Посмотрели, сколько маршрутов запараллелено, и отдали их «Горэлектротрансу», чтобы он самостоятельно разбирался с ними: или закупал автобусы и начинал работать (что он и делает), или постепенно ликвидировал эти маршруты, вернув своих пассажиров. В бизнесе не может ничего законсервироваться. Он должен подстраиваться под реалии времени. – Каким образом открываются и закрываются маршруты, учитывается ли при этом мнение перевозчиков и пассажиров? – Прежде всего это происходит как раз с учетом пожеланий пассажиров. Любой житель области может написать нам соответствующее письмо. Плюс у нас есть комитет по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу, который постоянно проводит мониторинг рынка, изучает объем пассажиров. Комитет готовит постановление, после чего документ, подписанный главой администрации, поступает в транспортное управление, которое готовит заседание комиссии по отбору перевозчиков. То есть маршрут выставляется на конкурс. Все желающие подают заявки, комиссия проводит работу и принимает решение, кто будет работать на этом маршруте. Обратный процесс происходит точно так же. Но основной показатель того, что надо закрывать маршрут, – это жалобы самих же перевозчиков. Как только они начинают говорить, что несут убытки, комитет изучает ситуацию, смотрит, как это отразится на пассажирах… – По словам перевозчиков, они несколько раз обращались в администрацию с просьбой включить их представителя в состав конкурсной комиссии, но ответа не получили. Почему? – Мы не можем не ответить! Для этого существует отдельная служба, где регистрируется каждое письмо. Скорее всего, мы просто дали отрицательный ответ. С моей точки зрения, в этом нет никакой необходимости. В комиссии должны быть люди, которые к самим перевозкам имеют опосредованное отношение. Туда входят председатель комитета, представители транспортного управления, ГИБДД, дорожного хозяйства, депутаты гордумы и я. То есть все – лица незаинтересованные. И мне непонятно, почему в состав комиссии должны входить люди заинтересованные? Если так ставить вопрос, тогда надо всех перевозчиков туда включать – а почему только одного? Я считаю, что без них комиссия будет более объективна. Очевидно, что любой перевозчик станет лоббировать свои интересы. Потому что за этим стоят деньги, и немалые. – Перевозчики как раз убеждены в необъективности комиссии и предлагают ввести определенные критерии конкурсного отбора. Один из главных – наличие производственной базы. – Если мы введем такой критерий, мы сразу будем вынуждены вообще убрать все «газельки». Я ответственно заявляю: ни у одного «газельного» маршрута собственной базы нет. Все арендованные. Все они якобы ставят свои автобусы там, где эти базы есть. Половина же стоят по частным домам. Более того, ни у одного перевозчика нет ни одной единицы машины. Водители, в чьей собственности находится «ГАЗель», по свистку человека, которому в свое время подарили этот маршрут или он его якобы выиграл, начинают перевозить людей. Хозяин со всех только дань собирает. Это же абсурд. Как это – у перевозчика нет собственного подвижного состава?! – Еще один из предлагаемых критериев – стаж работы на рынке… – Мы не можем этого делать. Как только поставим такое условие, как стаж, мы нарушим антимонопольное законодательство. Любой, имеющий лицензию, базу, состав, даже арендуемые, имеет право участвовать в конкурсе. Но те, кто будет покупать новые автобусы EURO3, которые не станут загрязнять окружающую среду, будут пользоваться преимущественным правом. – Другая претензия перевозчиков: их вынуждают закупать дорогие импортные автобусы, в то время как отечественная техника ничуть не хуже и при этом дешевле… – Да, им невыгодно этого делать, потому что автобусы стандарта EURO2 и EURO3 получаются более дорогими – за счет соответствующего оборудования, благодаря которому происходит меньше выбросов в атмосферу. Им проще купить десятилетнюю рухлядь там, где этот автобус уже запретили использовать и избавились от него... Но наша техника тоже нормальная. Просто у нас сейчас не делают маленьких автобусов, таких, как «Hyundai». На прошлой неделе на Театральной площади как раз состоялась презентация новых автобусов разной вместимости, в том числе марки «ЛиАЗ», на которых пассажиры с удовольствием ездят. Все автобусы отвечают упомянутым стандартам. Между прочим, бюджетных денег там нет ни копейки, город ничего не заплатил. Мы лишь понудили перевозчиков, обозначив им определенные условия работы, обновлять подвижной состав. И дальше будем это делать. Срок окупаемости «ГАЗели» на маршруте – полгода. Потом начинается чистая прибыль. При этом каждая машина работает по 3-4 года, принося их владельцам достаточно серьезный доход. Что, нельзя направить эти деньги на развитие нормального транспорта? Но большинство из них не хотят вкладывать средства ни в какую инфраструктуру. – Вроде никто не против. Однако еще один вопрос: прежде чем купить новые машины, надо продать старые. Но куда их девать, если даже на вторичном рынке они никому не нужны? – Когда я выхожу на рынок и пытаюсь строить свой бизнес, я же не прихожу к человеку, от которого, условно говоря, этот бизнес зависит, и не говорю: ты мне дай то, дай это, и тогда я сюда вложу средства. Если не получается, пусть чем-то другим занимаются. Еще раз повторяю: никто их с рынка не теснит. Они работают на нем уже 5–7 лет и должны были накопить достаточно средств, чтобы обновить подвижной состав. Человек, заинтересованный в своем деле, будет стараться развивать бизнес. (Анна Ковалева, газета «Неделя области», 04.07.2007 г.)
Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации