18 ноября 2003 11:16

"Дышло закона, областная власть не торопится отдавать городу причитающиеся деньги"

По таким названием в сегодняшнем выпуске газеты "Саратовская панорама" вышла статья Сергея Щербакова о проблемах муниципального бюджета: "БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС ЧЕСТИ Есть такие специалисты правоведы, которые говорят, что для формирования правового мышления в стране зачастую не хватает: денег. К примеру, Государственная Дума принимает очередной закон, а для его обеспечения и исполнения на местах банально не хватает средств. Иногда из-за этого закон и Конституция просто-напросто не выполняются. Однако, может ли финансовая составляющая являться основанием для того, чтобы заявить практически в открытую: 'Если дело обстоит таким образом, то мы этот закон выполнять не будем'. 'Мы', - это чиновники из областного правительства. Именно подобные реплики звучали 8 ноября на Московской, 72, где проходило заседание согласительной комиссии по бюджетным отношениям. Проще говоря, область 'наделяла' город деньгами: Заметьте, что не муниципальные служащие 'утирались' законами, под которые средств вроде бы нет и не предвидится. Собственно говоря, они сегодня находятся и не в том положении, чтобы это делать. Если вы не в состоянии свести концы с концами, в то время как вам должны огромные деньги, тут, знаете ли, не до правовых сантиментов. По сути, закон нарушается автоматически, за вас и 'сверху', а вы уже пожинаете плоды этой цепной реакции. Так и во взаимоотношениях область-город. Ведь мэр Саратова в одночасье стал 'плохим' вовсе не потому, что у губернатора 'поехала крыша', с помощью которой он (по его собственному признанию) обеспечивал 'прикрытие' Аксёненко. Просто в мэрии однажды схватились за голову от нарастающего дефицита средств, а также растущих долгов из-за недофинансирования со стороны государственной власти в лице области. В мэрии неожиданно для областных чиновников вдруг сказали: 'Отдайте положенные средств, иначе город вылетит в трубу'. Как вы думаете, насколько широко областная власть разинула бюджетный карман? Правильно, только так, чтобы маленькая щелочка осталась, в которую даже подгладывать сложно, не то, чтобы рассчитывать на возмещение расходов муниципальной власти на исполнение государственных полномочий. Но для уяснения истины необходимо чуть-чуть пройти правовой ликбез. Бюджет города должен быть сформирован на уровне минимальной бюджетной обеспеченности. Что это такое? А это минимально допустимая стоимость муниципальных услуг в денежном выражении для населения города, из расчёта на душу населения. Не будем при этом забывать, что в Саратове действуют законы, принятые не только городской Думой, но ещё и областной властью, а также федеральной. И существует ещё чёткое разграничение между государственной и муниципальной властью. При этом минимальная бюджетная обеспеченность оговаривается в статье 6 Бюджетного кодекса РФ, а также в других федеральных законах. БЕЗОПАСНОСТЬ СТОИТ ДОРОГО? Многие саратовцы, побывав в других городах, сегодня удивляются: 'Почему в иных областях и весях живут лучше, чем мы?'. Оказывается, в этих самых 'весях' давно приняты и работают соответствующие законодательные акты. Например, Московская областная Дума ещё в 1998 году приняла у себя Закон 'о бюджетных правах местного самоуправления', где определены все нормативы для минимальной обеспеченности всех муниципальных образований. В Ярославской области действует местный Закон 'О межбюджетных отношениях', в котором определяются, как областной бюджет выделяет средства для достижения этой минимальной обеспеченности, для каждого муниципального образования. Прекрасные методики разработаны и приняты на уровне законов в Ростовской и Пермской областях. И, хотя всё это - требования Бюджетного кодекса, в родной Саратовской губернии нет ничего подобного и в помине. Тогда стоит ли удивляться, что на межбюджетной согласительной комиссии звучали шокирующие выражения из уст высоких чинов и даже депутатов: К примеру, для того, чтобы сегодня обеспечить все саратовские школы простыми кнопками тревоги на милицейских постах или на вахте, а также обслуживать их в течение одного года, требуется минимум около 15 млн. рублей. На согласительной комиссии муниципалитет просит: 'Дайте эти средства, они положены нам по Закону 'О борьбе с терроризмом'. И слышит ответ исполнительной власти в лице г-на Марона: 'А мы его не будем исполнять'. Между тем, над саратовскими властями, словно дамоклов меч 'висит' приказ N 290 минобразования и МЧС области 'Об усилении пожарной безопасности образовательных учреждений и плане совместных мероприятий пожарной безопасности'. Город снова просит профинансировать, теперь уже на установку противопожарной сигнализации - на сумму 25,9 млн. рублей. Правительство области 'снисходит' до 2,3 млн. рублей. То есть даёт денег, которых хватит на 5-6 школ, не более. Безусловно, мэрии самой приходится изыскивать средства в размере 5,4 млн. рублей, а также просить спонсоров, попечительские советы о помощи. Одним словом, худо ли бедно, а набрали своими силами 10,2 млн. рублей. Только наши с вами дети от этого в большей безопасности не стали находиться. Пусть об этом крепко подумает каждый родитель:' Подробнее об этом читайте в статье Сергея Щербакова 'Дышло закона,..' в сегодняшнем выпуске газеты 'Саратовская панорама'.
Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации