(Билетная касса, 26-31-64,Театральная площадь, 1)
Директор театра: Комаров Алексей Николаевич
Саратовский академический театр оперы и балета — один из старейших в Поволжье и в России, был основан в 1803 году. В настоящее время театр оперы и балета обладает богатым, самобытным репертуаром. «Золотой фонд» составляет классика, постоянно обновляемая, сохраняющая современную художественную форму — «Князь Игорь» А. Бородина, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П.Чайковского, «Русалка» А. Даргомыжского, «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Орестея» С. Танеева, «Риенци» Р. Вагнера, «Бал-маскарад», «Риголетто», «Травиата», «Трубадур» Дж. Верди. Не сходят со сцены оперные шедевры В. Моцарта («Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро»), Дж. Пуччини («Тоска», «Мадам Баттерфляй»), Д. Россини («Севильский цирюльник») и классика балетного искусства — «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» П. Чайковского, «Жизель» А. Адана, «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Раймонда» А. Глазунова.
Высокую оценку заслужили многие спектакли театра. Постановка оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Шостаковича в 1998 г. была отмечена специальным призом Национальной театральной премии «Золотая Маска», врученным народному артисту России Ю.Л. Кочневу — «За мастерское и вдохновенное исполнение музыки Д. Шостаковича». А в 2016 году Ю. Кочнев был награжден «Золотой Маской» за лучшую дирижерскую работу в балете С.Прокофьева «Стальной скок».
В 1998 г. театр стал лауреатом, а в 2000 г. победителем всероссийского конкурса «Окно в Россию», проводимого газетой «Культура», в номинации «Музыкальный театр года».
Театр успешно реализует несколько фестивальных проектов различной концептуальной и жанровой направленности. С 1986 г. в Саратовский театр проводит Собиновский музыкальный фестиваль, а с 2013 г. — Международный фестиваль «Звезды мирового балета в Саратове» с участием ведущих представителей мировых балетных школ. Саратовский театр принял активное участие в организации и проведении Первого Поволжского фестиваля современного искусства, объединяющего разнообразные направления современной культуры.
(410078 г.Саратов, Ул. Рабочая, д. 116, 392877)
(24-23-63, площадь Киселева, 1)
(23-19-60, 23-19-66, 28-04-77, ул. Бабушкин Взвоз, 16)
4 ноября 1936 года саратовцы узнали, прочитав газету «Коммунист», что «… при театре юного зрителя начал работу театр кукол, поставивший спектакль «Гусёнок». У истоков театра стояли энтузиасты, молодые актёры А. Чижиков, И. Мишин, Н. Потасуев, В. Мацкевич, В. Цедлер, Н. Ершевич, К. Богомазова, А. П. Ларина. Первым художником стала москвичка З. Иванова, а первым художественным руководителем – Н. Чернова.Годы становления театра, годы его детства, были непростые: не было своего помещения, профессиональных режиссёров, художников, актёров, крайне слаба была материальная база. Но рождались спектакли для детей: «Большой Иван» С. Преображенского, «Храбрый портняжка» по сказке братьев Гримм и другие, для взрослых: «Чертова мельница» Я. Дрда, «Прелестная Галатея» и «Божественная комедия» И. Штока.
Во время Великой Отечественной войны, когда многие театры были закрыты, наш перешёл на хозрасчёт. Актёры выезжали в госпитали, на военные заводы и в воинские части с острополитическими концертными номерами, поднимали боевой дух воинов и вселяли уверенность в победе. Рос творческий коллектив театра, в которой пришли артисты Р. Ренц, М. Уступкина, И. Волгин, Р. Готкина, В. Афанасьева, Е. Козакова, Н. Бартенева, Ю. Преображенский. Долгое время в театре работали: художественным руководителем Т. Никитина, художник Ю. Минаев, замечательный скульптор М. Бострэм, концертмейстер и композитор Р. Линович.
В 1959 году театр впервые получил собственное отдельное здание с залом на 300 мест – бывшую лютеранскую церковь, по улице Радищева, 37. В 1967 году театр переехал в новое, построенное специально для него здание с хорошим оборудованием, сценой, мастерскими для изготовления кукол, зимним садом и уютным зрительным залом на 336 мест. Новый дом, новые возможности, новые надежды! Театр стремится разнообразить репертуар спектаклями, разными по тематике и жанру.
( 44-80-55, 23-86-23, 26-66-95, 26-86-23, Комсомольская ул., 41)
Саратовский муниципальный театр магии и фокусов «Самокат» — это всегда тайна и праздник. Созданный в 1987 году, он сумел рассмешить и удивить тысячи детей и взрослых не только города Саратова, но и других городов нашей страны. Влюбленные в искусство фокуса, артисты драматического театра Сергей и Маргарита Щукины создали уникальный театр, в котором ведут поиски создания иллюзионного спектакля с элементами театрализации и игры со зрителями.
В репертуаре театра десять иллюзионных представлений. Шоу Щукиных — это удивительный калейдоскоп комических фокусов и трюков, юмора, веселых розыгрышей. И не удивительно — ведь это театр Чудес, а на сцене — Изумительные Щукины — мастера иллюзий.
(96-01-75, 94-64-55, 94-62-55, +7 (917) 216-15-55, +7 (987) 375-61-69, площадь Орджоникидзе, 1, стр. 1)
Директор – Афанасьева Татьяна Владимировна
История Саратовского муниципального Нового драматического театра «Версия» берет свое начало в далеком 1989 году, когда В.В.Сергиенко с группой выпускников Слоновского училища образовал театральную студию «Версия» на базе Учебного театра Консерватории им.Собинова. Так в нашем городе родился еще один театр-студия — «Версия». И с самого своего рождения, вплоть до 2006 года, театр боролся за свое существование. История Саратовского муниципального Нового драматического театра «Версия» берет свое начало в далеком 1989 году, когда В.В.Сергиенко с группой выпускников Слоновского училища образовал театральную студию «Версия» на базе Учебного театра Консерватории им.Собинова. Так нашем городе родился еще один театр-студия — «Версия». И с самого своего рождения, вплоть до 2006 года, театр боролся за свое существование.
В 1994 году театральная студия стала Муниципальным Новым драматическим театром «Версия», а Виктор Владимирович – его главным режиссером, где и работает по ныне.
В название театра «Версия» вложено то, что режиссер не претендует на педантичное следование автору, что откровенно говоря, вряд ли возможно, а коллектив заранее настраивает зрителя на собственную версию постановки.
С самого момента своего основания «Версия» заявляла о себе громкими премьерами и непривычными для Саратовской публики спектаклями. Поставив «Скандальное происшествие с мистером Кэттлом и миссис Мун»(драм. Д. Б. Пристли. ) Режиссер — Виктор Владимирович Сергиенко, он же неизменный художественный руководитель, сразу заслужил любовь и признание публики, а о театре заговорили. Костюмы и сценография для этой постановки — заслуга Николая Горобца, одного лидеров театра.
Несколько воскресных дней подряд зрители могли познакомиться с новой интерпретацией пьесы классика английской драматургии на сцене учебного театра консерватории.
Еще одна громкая премьера Театра — студии «Версия» — спектакль «Крыша» па пьесе А. Галина.
«…была у старших поколений вера. Пусть над ней сегодня хихикают, но люди во что-то верили. А без веры, как сказал мудрец, жить нельзя. То есть можно, конечно. Например, так, как живут герои «Крыши», Могильщик (Н. Горобец) очень точно называет их (да и себя заодно) «колоннами разрушенных храмов».
С июля 1990-го года в театре-студии «Версия» живет спектакль «Чудная баба» по пьесе Нины Садур. Именно живет, поскольку каждый раз на сцене, где лишь две актрисы (Татьяна Чупикова и Любовь Кочнева), происходит нечто иное, отличное от прошлого сценического действа… (постановка В. Сергиенко, художник- Н. Соломина)«Я эту роль очень люблю. Не просто роль, а Нину Садур, у которой есть все, что хочется актрисе. Я черпаю у нее материал. Тут нельзя вынимать, наверное, какой-то образ, его назначение. Меня больше всего увлекла тема. После спектакля говорят: «Страшно, непонятно…» Но если люди, придя домой из театра, захотели прижать к себе своих детей, ощутить своих родных и близких, то спектакль у нас получился… Мы бы хотели сделать его не только на уровне понимания умом, а еще и на чувственном уровне… – сказала Т.Чупикова после премьеры.
Спектакль «Луна для пасынков судьбы» по Юджину О’Нилу — еще одна большая и сложная работа театра с момента его открытия в 1989 году. В ряду предшествовавших авторов (Дж. Пристли, А, Галин, Н. Садур) О`Нил выглядел, быть может, несколько неожиданно, но вовсе не чужеродно.
В 1993 году «Версию» берет под крыло муниципалитет, обозначая тем самым его новый статус. Но потом в оркестровой яме случился пожар, после которого учебный театр так и не оправился. Актеры «Версии» сгоряча даже решили отремонтировать его своими силами, но внезапный дефолт разрушил героические планы. После этого спектакли «Версии» 4 года шли в синем зале кинотеатра «Победа». Директор кинотеатра Андрей Чекасин предоставил коллективу временное пристанище. от которого в свое время отказался театр АТХ. За этот период актеры, под руководством В.В.Сергиенко представили саратовской публике много ярких спектаклей, в том числе и нашумевший «Затворник и Шестипалый» (по книге Пелевина).
В 1994 году театр представил на сцене моноспектакль по пушкинской «Русалке».Татьяна Чупикова — одна на сцене, но одна за всех. Она и мельник, и его дочь, и князь, и его жена, и его слуги. Тут остро задуманная и отлично исполненная прожитая игра с пространством, со своим телом и с воображением — своим, актерским, и с нашим — зрительским. Этот спектакль принял участие в первом Псковском фестивале, посвященном 200-летнему юбилею А.С. Пушкина и получил приз. А вскоре работу пригласил в свою лабораторию Владимир Рецептер. Именно это триумфальное возвращение с фестиваля и ознаменовалось образованием муниципального театра.
В это же время столкнувшись в своем бытии большим количеством парадоксов, «Версия» решила обратиться к истокам театра абсурда — пьесе Э. Ионеско «Урок». Безусловно, на выбор пьесы для постановки влияют сотни причин. В своей краткой речи перед премьерой В. Сергиенко отметил, что в данном случае одной из причин выбора явилось то, что абсурд прижился в нашем городе. Но очевидно также, что абсурд прочно обосновался во всей нашей современной российской действительности. Повседневная жизнь таит в себе зачатки ирреального, страшное и смешное сменяют друг друга, и в конце концов становится непонятным, различаются ли они вообще. Что бросается в глаза — весьма интересная сценография спектакля (автор — сам В. Сергиенко). Здесь и батут, и оригинальная ширма-гобелен (роспись Г. Крахмаленой), и эффектные костюмы (авторы — Н. Горобец и О. Белоногова).
В 1998 году театру «Версия» десять лет, и последние пять он считается муниципальным. Но принадлежность эта лишь терминологическая. Ибо сказать про театр, у которого нет средств на существование, что он принадлежит кому-либо, сложно из-за невозможности оформить спектакль. Премьера уже отрепетированной детской оперы была перенесена на осень. За летние месяцы театр надеялся найти спонсоров. А пока — актеры получают не больше трехсот рублей, да и те с опозданием на несколько месяцев. За эти деньги и играют, и окна моют, и костюмы сами себе шьют. Что же касается режиссера, вряд ли кому-то из зрителей придет мысль, что железные каркасы декораций (в том числе, огромная изгородь, окаймляющая сцену в спектакле «Горячо и холодно») сварены его руками. При встрече с прессой Виктор Владимирович Сергиенко о бытовых проблемах, к удивлению, всегда умалчивал.Под занавес сезона театр «Версия» давал мольеровскую «Школу жен», Этот спектакль был отмечен дипломами фестиваля «Саратов театральный-99».
В 2001 году на Малой сцене ТЮЗа им.Киселева состоялось чествование художественного руководителя театра «Версия» Виктора Сергиенко в связи с его 50-летием. Когда бывшие актеры театра преподнесли ему военную амуницию, сказав, что в ней теперь хоть в окопы, Сергиенко отреагировал мгновенно: «А я давно там. Я оттуда и не выходил» — сказал он, вспоминая, как совсем недавно худруку пришлось собственными руками заново строить сцену в зале, после того, как ее разобрали и унесли в неизвестном направлении.
В канун Нового 2002 года, состоится премьера спектакля «Лиса и виноград» («Эзоп») Гильерме Фигейредо. Поставил спектакль приглашенный режиссер Владимир Захарович Федосеев, широко известный в саратовских театральных кругах. Художник спектакля Галина Крахмалева. В главной роли баснописца Эзопа — заслуженный артист России Виктор Клюкин. В спектакле были заняты вновь приглашенные актеры Валерий Громаков, Владимир Смирнов, Андрей Ханжов. Владимир Смирнов — недавний выпускник мастерской Валентины Ермаковой, а Андрей Ханжов в этом спектакле работает вместе со своим учителем Виктором Сергиенко.
В 2006 г. театр «Версия» получил наконец новое место постоянной прописки в Городском центре национальных культур.
Цитируя Станиславского, Виктор Владимирович говорит, что любой театр каждые 5-7 лет вступает в кризис и, преодолевая его, меняется. Не стала исключением и «Версия».
Позади остались тяжелые времена, когда от уныния не спасали ни творчество, ни профессиональное умение «держать лицо». Сегодняшнее время — время собирать камни и строить планы. Вот уж поистине театр парадокса — когда мир сотрясается от финансовых катаклизмов, здесь как никогда раньше: без «броска на амбразуру» ставятся и решаются все более амбициозные задачи.
За эти годы изменился статус, изменились люди и условия, главным осталась способность будоражить ум и воображение, проводя своим искусством постоянную версию добра и гармонии среди своих зрителей.
В конце 2016 года у театра наконец-то появился свой постоянный дом в здании бывшего кинотеатра «Темп» и с этого момента начинается новая, полная событий, история театра…
( ул. Чапаева, 61, Саратов, 27‑84-33, 26‑09-70)
Российский цирк начинал свою историю в 1873 году, когда ещё молодые, но уже известные в России цирковые артисты братья Дмитрий, Аким и Пётр Никитины, уроженцы и жители Саратовской губернии, вернулись в родной Саратов после длительного гастрольного турне по городам центральной России.
В Саратове их ждала новость: владелец «странствующего» цирка – австрийский подданный Эмануэль Беранек (чех по национальности), пожилой и не очень здоровый человек, уставший от затяжных неудач и убытков, а потому надолго застрявший в Саратове, предложил набирающим силу и предприимчивым братьям войти в дело в качестве компаньонов. Никитины согласились и, сформировав собственную цирковую программу, начали давать представления по уездам Саратовской губернии.
Вскоре выяснилось, что командовать делом должен кто-то один, и, дабы избежать надоевших споров и унизительной делёжки выручки, Беранек принял решение продать братьям Никитиным принадлежащее ему «заведение цирка, состоящее из лошадей, фургонов, шапитона, костюмов и прочих принадлежностей».
5 декабря 1873 года была составлена купчая, где компаньоны обговорили условия передачи циркового имущества и расчёта через Саратовский общественный банк. Так зародился первый русский национальный цирк и заслуга его создания, безусловно, принадлежит братьям Никитиным. До этого дня все цирковые предприятия возглавляли иностранные антрепренёры.
В 1876 году на торговой Митрофаньевской площади Саратова было построено круглое деревянное здание с парусиновой крышей, вывеска на нём гласила «Первый Русский цирк братьев Никитиных». Здесь впервые было дано представление, в котором участвовали преимущественно русские цирковые артисты. Именно в нашем городе русский цирк по-настоящему встал на ноги, получил первое и высокое признание. Здание, выстроенное братьями Никитиными, простояло до 1928 года. Сейчас на этом месте расположен кинотеатр «Победа».
В 1918 году при цирке было организовано товарищество артистов под названием «Первый кооперативный цирк», что дало возможность не останавливать работу и выжить в эти смутные времена. Выжил он и в 1921 году, когда катастрофический голод охватил всё Поволжье, огромных усилий стоило сохранить от голодной смерти артистов и животных.
26 августа 1919 года по декрету Совнаркома «Об объединении театрального дела» цирки были национализированы, у них появилась государственная поддержка.
В 1925 году в Саратове был создан Художественный трест, в который вошли все театры, кинотеатры и цирк.
8 октября 1931 года состоялось открытие нового каменного здания цирка (на ул.Чапаева), купол хотя и был деревянным, но не имел опорных колонн, которые мешали смотреть зрителям представления. В те времена таких цирков были единицы. Было построено трёхэтажное деревянное общежитие для проживания артистов, животные получили оборудованные всем необходимым помещения. В программе на открытие нового цирка начал свою творческую деятельность легендарный клоун Народный артист СССР Михаил Румянцев - «Карандаш», здесь в Саратове он сложился как артист-комик, чтобы в последствии обрести любовь и признание во всём мире.
Во время Великой отечественной войны Саратовский цирк, один из немногих, свою деятельность не прекратил, работал, несмотря на все тяготы и лишения военного времени. На его базе создавались цирковые бригады, которые выезжали с представлениями на фронт, госпиталя, эвакопункты и предприятия прифронтового города. В годы войны на арене Саратовского цирка сделали свои первые шаги к славе Вальтер и Мстислав Запашные, легендарные артисты и дрессировщики.
Народный артист СССР Олег Попов дебютировал в Саратове в 1951 году как клоун, теперь его знает весь мир как «солнечного клоуна».
С 1959 по 1963 год была произведена первая капитальная реконструкция цирка. Заменили деревянный купол на металлический, арочной формы с чешуйчатой кровлей из оцинкованного железа, расширили холлы, увеличили помещения для артистов и животных, выстроили новый фасад, заменили в зрительном зале кресла на удобные и мягкие. Все работы были проведены в межсезонные перерывы, поэтапно не останавливая работы цирка в активный сезон. Одновременно на месте деревянного общежития стали строить цирковую гостиницу «Арена», которую ввели в с строй 1 января 1968 года.
В те времена директором цирка работал Иосиф Вениаминович Дубинский, человек беззаветно преданный цирковому искусству, при нём устраивались вечера-бенефисы мастеров арены, цирк стал постановочной базой, здесь создавались новые номера и аттракционы. Идея фонтана «Одуванчик» на цирковой площади принадлежит также ему, и в 1971 году эта идея воплотилась в жизнь.
В 1970 году коллегия Министерства культуры СССР в числе лучших цирков отметила и Саратовский цирк, а в 1973 году в честь столетнего юбилея цирк был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
На манеже Саратовского цирка в разное время показывали своё мастерство выдающиеся деятели цирка – дрессировщики Дуровы, В. Филатов и Б. Эдер, Герой Социалистического труда И. Бугримова, М. Назарова, иллюзионист Эмиль Кио со своими сыновьями, канатоходцы В. Волжанского, клоуны Ю. Никулин и М. Шуйдин и многие другие.
С 1977 по 1988 год директором цирка был Владимир Павлович Владыкин, с 1988 года по 1999 год - Юрий Николаевич Авдеев.
С 1999 по 2016 год Саратовский цирк возглавлял Заслуженный работник культуры России, академик Национальной академии циркового искусства Иван Георгиевич Кузьмин.
С 2016 года директором цирка стал Алексей Анатольевич Менкин.
В 1998 году, к 125-летию со дня основания в Саратове первого Русского цирка, была проведена вторая капитальная реконструкция цирка. В настоящее время это один из лучших цирков России, с уникальными техническими возможностями, залом на 1908 мест, современным световым и звуковым оборудованием. Для проживания артистов есть полностью отремонтированная гостиница «Арена», с благоустроенными и уютными номерами, а в цирке 18 гримёрных комнат. Животным созданы все условия для удобного размещения и работы.
Традиционно с 1999 года в Саратовском цирке проводятся фестивали циркового искусства, которые проходят при поддержке Правительства Саратовской области:
1999 год – II Всероссийский фестиваль-конкурс циркового искусства;
2001 год – Всероссийский фестиваль-конкурс клоунады, эксцентрики и пародии;
2003 год – Международный фестиваль-конкурс циркового искусства в рамках празднования 130-летия Саратовского цирка.
В феврале 2005 года был проведён I Всероссийский Фестиваль-конкурс «Принцесса Российского цирка» и по традиции этот фестиваль-конкурс проводили в Саратове в 2007 , 2009 и 2011 году, а в феврале 2014 года проведен V юбилейный фестиваль-конкурс. В апреле 2016 года прошел первый международный конкурс «Принцесса цирка».
Саратовский цирк ведёт большую работу по благотворительности, тесно сотрудничает с административными органами области, на его базе проводится много мероприятий для социально незащищённых слоёв населения: пенсионеров, инвалидов, детей-сирот и так далее.
В настоящее время цирк - это стабильно работающее предприятие. За последние 10 лет цирк неоднократно поощрялся и был награждён штандартом Губернатора области, помещался на областную доску почёта. За отличные результаты был признан Лидером экономического развития и Лучшим налогоплательщиком года в России. Славные традиции, заложенные основателями первого Русского и Саратовского цирка, бережно сохраняются и развиваются. Не случайно цирк гордо носит имя братьев Никитиных.
(44-19-99, ул. Ломоносова, 20/9)
(46-39-10, просп. Кирова, 32)
Художественный руководитель театра Ия Воробьёва
22-48-72, 26-24-38, 22-49-39, 22-48-71, Соборная площадь, 9)
Директор филармонии НИКОЛАЕВА Анэта Викторовна
Областная филармония им. А.Шнитке - одна из ведущих концертных организаций России. По итогам 2001 года стала лауреатом Всероссийского конкурса «Окно в Россию» в номинации «Филармония года». В этом же году ей было присвоено имя композитора Альфреда Шнитке, классика музыки ХХ столетия, родившегося на саратовской земле.
Саратовская филармония создана в ноябре 1937 года. В первые годы в ее состав входили: инструменталисты и вокалисты, чтецы, эстрадный оркестр. В 1946 году по инициативе М.Ю.Школьникова был создан симфонический оркестр, который вскоре стал известен не только во многих городах и регионах России, но и в странах Европы.
Саратовская филармония - единственная в области многопрофильная концертная организация, сочетающая работу собственных коллективов и солистов с постоянно проводимыми концертами приглашенных гастролеров, фестивальными проектами и конкурсами.
Важную роль в формировании высокого художественного уровня оркестра сыграли выдающиеся музыканты, в разные годы бывшие главными дирижерами коллектива и формировавшие его репертуар: Натан Факторович, Иван Шпиллер, Мартин Нерсесян, Геннадий Провоторов, Вахтанг Жордания, Леонид Корчмар, Мурад Аннамамедов, Эдуард Серов, Тао Линь, Владимир Вербицкий, Евгений Бушков, Эммануэль Ледюк-Баром.
Коллектив неоднократно завоевывал призовые места на всесоюзных и всероссийских конкурсах, в сезоне 2002-2003 гг. стал обладателем Приза слушательских симпатий на конкурсе симфонических оркестров России, организованном радиостанцией "Орфей".
Незабываемым событием в жизни оркестра явился концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Д.Шостаковича, где коллектив выступил под управлением прославленного маэстро Мстислава Ростроповича (14 мая 2006 г.)
В сезоне 2006-2007 гг. по приглашению концертных фирм «Promoconcert» и «Euroconcert» оркестр выезжал на гастроли в Испанию, Италию и страны Европы (Нидерланды, Германия, Австрия, Бельгия, Польша) в период с 12 декабря 2006г. по 21 января 2007 г. Дирижеры – Игорь Манашеров и Фуат Мансуров
В настоящее время в составе филармонии работают коллективы высокого профессионального уровня разной жанровой направленности. Это подтверждено победами саратовских музыкантов в многочисленных фестивалях и конкурсах, как в России, так и за рубежом. Кроме двух оркестров в состав филармонии входят: коллектив концертных филармонических исполнителей, ансамбль старинной музыки «Трио-соната», ансамбль народной музыки «Балаган», ансамбль народных инструментов «Парафраз», эстрадно-джазовый ансамбль «Манго-Экспресс», детский эстрадный театр «Арт-Ревю», театр «Куклы Папы Карло».
Стали традиционными для филармонии такие крупные проекты, как проводимый с 1993 года Российский фестиваль имени Г.Г.Нейгауза и проводимый с 2006 года фестиваль «Приношение Кнушевицкому».
В последние годы филармония стала организатором и участником многих масштабных культурных акций. Среди них - фестивали «В ансамбле с органом», «На родине И.Я.Паницкого», Открытый конкурс молодых исполнителей джазовой музыки, Всероссийский конкурс артистов эстрады (2003 г, 2006г.), фестивали искусств «Бомонд» и «Брависсимо», Международный конкурс виолончелистов им. С. Кнушевицкого (2012 г., 2014 г., 2016 г., 2018 г..)
С 23 февраля по 12 марта 2008 г. состоялись гастроли в Швеции, Нидерландах, Бельгии, Голландии. Дирижер - Валерий Ермошкин.
В 2011 г. объединенный симфонический оркестр Саратова участвовал в Шестом фестивале симфонических оркестров мира, посвященному Дню России, который проходил с 3 по 12 июня в Колонном зале Дома Cоюзов в Москве. Дирижер – Юрий Кочнев
В 1991 году по инициативе заслуженного деятеля искусств России, вице-президента Евро-Международной гильдии трубачей, профессора Анатолия Селянина был создан концертный оркестр духовых инструментов «Волга-Бэнд», сумевший за 22 года творческой деятельности завоевать любовь и признание слушателей.
В августе 1997 года оркестру была оказана честь дать концерт на открытии конференции Международной гильдии трубачей в г. Гётеборг, Швеция. В июне 2005 года оркестр «Волга-Бэнд» представлял Россию на I Европейском фестивале филармонических оркестров духовых инструментов на греческом острове Корфу и был признан лучшим из 28 оркестров Европы.
В настоящее время в составе филармонии работают коллективы высокого профессионального уровня разной жанровой направленности. Это подтверждено победами саратовских музыкантов в многочисленных фестивалях и конкурсах, как в России, так и за рубежом. Кроме двух оркестров в состав филармонии входят: коллектив концертных филармонических исполнителей, ансамбль старинной музыки «Трио-соната», ансамбль народной музыки «Балаган», ансамбль народных инструментов «Парафраз», эстрадно-джазовый ансамбль «Манго-Экспресс», детский эстрадный театр «Арт-Ревю», театр «Куклы Папы Карло».
Саратовская филармония - единственная в области многопрофильная концертная организация, сочетающая работу собственных коллективов и солистов с постоянно проводимыми концертами приглашенных гастролеров, фестивальными проектами и конкурсами. Стали традиционными для филармонии такие крупные проекты, как проводимый с 1993 года Российский фестиваль имени Г.Г.Нейгауза и проводимый с 2006 года фестиваль «Приношение Кнушевицкому».
В последние годы филармония стала организатором и участником многих масштабных культурных акций. Среди них - фестивали «В ансамбле с органом», «На родине И.Я.Паницкого», Открытый конкурс молодых исполнителей джазовой музыки, Всероссийский конкурс артистов эстрады (2003 г, 2006г.), фестивали искусств «Бомонд» и «Брависсимо», Международный конкурс виолончелистов им. С. Кнушевицкого (2012 г., 2014 г., 2016 г.).
Осенью 2012 года Саратовская областная филармония имени А.Шнитке отметила свое 75-летие. Каждый филармонический коллектив представил программу к юбилею. Кульминацией юбилейных торжеств стало выступление Академического симфонического оркестра филармонии в Москве 21 октября 2012 года, в Концертном зале имени П.И. Чайковского. За пультом оркестра – наш земляк, народный артист СССР Юрий СИМОНОВ.
В 2017г. филармонии исполнилось 80 лет. Праздничный концерт, посвященный этому событию, состоялся 26 ноября. А 28 ноября Академический симфонический оркестр выступил в Москве, в Концертном зале им. П.И. Чайковского.
Саратовская филармония ежедневно проводит симфонические, оркестровые, камерные концерты, тематические и монографические музыкально-литературные программы. Артисты работают в общеобразовательных и музыкальных школах города и области, в студенческих аудиториях, в клубах и домах культуры районных центров, в отдаленных селах. Постоянная пропаганда классического музыкального наследия и лучших образцов современного музыкального искусства, воспитание вкусов молодежи - основные цели и задачи, которые ставит перед собой коллектив Саратовской филармонии.
(г. Саратов, просп. им. Кирова С.М., д. 1, 23-17-18)
Ректор Занорин Александр Германович
(ул. имени Н.Г. Чернышевского, 177/181, Саратов, 23‑50-61, +7 8452 47‑81-91)
Саратовский планетарий открылся 23 мая 1948 года при содействии Всесоюзного астрономо-геодезического общества под председательством доцента СГУ Павла Васильевича Вьюжкова.
Для демонстрации звездного неба в церкви « Утоли моя печали» был оборудован купол диаметром 6 метров и установлен простой аппарат УП-4 отечественного производства. Купол и аппарат собирала группа энтузиастов, которые впоследствии стали первыми лекторами планетария: П.В. Вьжков и его ученики.
В конце 50х годов Саратовский планетарий был передан обществу «Знание» России.
В 70 годы для планетария был приобретен аппарат фирмы «Карл Цейс» и небольшой телескоп. Была увеличена вместимость зала с 50 до 80 человек.
С приходом в планетарий в 1976 году нового директора- Алексея Ефимовича Мозгового работа была переведена на более современный по тем временам уровень. В несколько раз увеличился объем читаемых лекций, увеличилась тематика.
В 1991 году происходит возврат здания церкви Саратовской епархии.
В это же время в Саратове начато строительство Дома знаний на улице Чернышевского, в котором и возобновил свою работу в 1994 году Саратовский планетарий. Был установлен новый аппарат, демонстрирующий звездное небо, фирмы «Карл Цейс Йена», с помощью которого можно любоваться звездами как северного, так и южного неба Земли (5800 звезд). Зал на 160 посадочных мест, высота купола 10 метров.
С 1994 по 2002 год планетарий Саратовский (как впрочем и все планетарии России) переживает тяжелые времена из-за полного отсутствия финансирования.
С 2002 года с помощью депутата областной думы Алексея Евгеньевича Полещикова планетарий выходит на более высокий уровень технического оснащения: приобретаются новые слайд-проекторы фирмы Кодак, компьютеры, мультимедийный проектор. Это позволило повысить качество программ, демонстрируемых в планетарии. На сегодняшний день в репертуаре планетария более 70 программ естественнонаучной тематики для детей и взрослых.
Постоянно внедряются новые формы работы с детьми и взрослыми: «День именинника под звездным небом», «Звезды для влюбленных» (литературно-поэтическая композиция для молодоженов), театрализованные представления, детские новогодние праздники, представления оптического театра. Методическую помощь планетарию постоянно оказывает Ассоциация планетариев России.
(26-30-06, ул. Кутякова, 41/59)
(Большая Казачья ул., 59/65, Саратов, +7 900 314‑62-04)