Олег Грищенко: «Набережной быть в любом случае»
10 апреля 2014 16:44

Олег Грищенко: «Набережной быть в любом случае»

1. Насколько нам известно, реконструкция Набережной является масштабным проектом, инициированным в связи с насущной необходимостью проведения берегоукрепительных работ. Не могли бы Вы посвятить нас в историю этого вопроса?

- Вопрос о состоянии Набережной назрел давно, для Саратова – волжского города - он особенно важен с точки зрения как внешнего вида, так и берегозащиты. В 2006 г. для укрепления излучины Волги вдоль Саратова и недопущения подмывания города, было принято решение начать возведение берегоукрепительных сооружений. После обращения городской власти в федеральный центр с просьбой помочь в решении этого вопроса, региону было рекомендовано подойти к задаче шире. С берегоукрепительными работами начать и строительство новой набережной. Так как набережная и берег Волги – это единое целое, то важно не только предотвратить оползневые процессы, но и благоустроить саму набережную. В итоге предложенный регионом план реконструкции получил поддержку Федерального центра, который выделил необходимые для реконструкции средства. В 2007 году началось финансирование из федерального бюджета работ по реконструкции берегоукрепительных сооружений Волгоградского водохранилища в районе Саратова от Бабушкиного Взвоза до Большой Садовой. Финансирование объекта берегоукрепления предусматривало как федеральную, так и региональную составляющую. Именно из регионального бюджета идут средства на реконструкцию набережной и расчистку прибрежной и береговой полосы.

2. Не кажется ли Вам, что за более чем полувековую историю своего существования Набережная заслужила немного большего внимания? Все-таки тысячи туристов, приезжая в наш город, видят первым делом именно ее.

- Вы абсолютно правы: набережная, такая, какой мы ее видели буквально несколько лет назад, строилась в 1958-1962 гг. Ее протяженность составляла порядка полутора километров. И почти за пятьдесят лет ни разу не был произведен ее капитальный ремонт. А ведь это - общественное пространство, место общего пользования. Посмотрите, каким спросом пользуется наш муниципальный солярий в Затоне. Мы освободили прибрежную территорию для всех, и теперь здесь не только загорают – сюда приезжают даже молодожены, чтобы сделать свадебные фотографии. Ведь, действительно, места у нас красивейшие! Для почти миллионного Саратова необходимо иметь набережную, которая пройдет вдоль всей береговой линии.

Саратовцам нужен и цивилизованный пляж в черте города. Наиболее удобное место для обустройства такого пляжа - вдоль Набережной Космонавтов, от кинотеатра «Экран» до Бабушкиного взвоза. Сюда легко добраться, здесь прекрасный вид на Волгу. Однако необходимо понимать, что на реализацию такого масштабного проекта потребуется время и значительные средства.

В первую очередь, нужно будет согласовать условия строительства с Нижневолжским бассейным водным управлением, министерством транспорта, управлением по инженерной защите. И только потом подготовить проект планировки территории и оформить земельный участок и территорию водного фонда.

3. Скажите, а для Вас лично это лишь проект по благоустройству территории города или Вы рассматриваете его как личный вклад в развитие Саратова?

- Конечно, это больше, чем просто проект. Я родился и вырос на Волге. Набережная всегда была одним из любимых мест отдыха для нас, саратовцев: сюда приезжают с детьми, здесь назначают свидания, гуляют. Оставаться равнодушным к этому месту просто невозможно. Я помню, как, мы, затонская детвора, целыми днями пропадали на Волге, ловили рыбу, раков. Волга и кормила, и воспитывала. Для меня Волга и сейчас обладает какой-то непередаваемой энергией.

4. Как сейчас выглядят и в каком состоянии находятся «водные ворота» города?

- Сейчас набережная - это большая стройка. Выполнены первая и вторая очереди новой набережной от Провиантской до Вольской и от Бабушкиного взвоза до Провиантской. Актуальнейшая задача - реконструкция третьего участка. Пока остается неохваченной старая Набережная, но, думаю, и этот участок в скором времени будет приведен в порядок. В планах города - подготовка проектно-сметной документации по ее ремонту и благоустройству. Это позволит в дальнейшем принять участие в федеральной программе по восстановлению и развитию подобных объектов.

5. Уже строится третья очередь Набережной, но все этапы строительства сопровождаются скандалами. Почему же мы не воспользуемся опытом других городов, где имеются благоустроенные набережные, наверняка, тоже вопреки желаниям тех, кто имел на эту территорию свои виды?

- Любой прогресс сопровождается ломкой устоев - это должны понимать все. Масштабные проекты не могут быть угодны всем сразу, но важно помнить: они всегда реализуются в интересах большинства. Поэтому порой власть просто обязана проявить политическую волю, не идти на поводу у тех, кто пытается навязать свою повестку в ущерб стратегическому развитию.

Яркий тому пример - наша борьба с незаконно размещенными ларьками. Шумели много, шантажировали власть, но муниципалитет гнул свою линию. Результат - новые зеленые зоны, благоустроенные места общего пользования. На сегодняшний день остались только те ларьки, у владельцев которых не истек срок земельной аренды. Но это – вопрос времени: ларьков на территории города быть не должно. Что же касается реконструкции Набережной, сейчас ей препятствуют лодочники, которые пришвартовывают свои суда там, где идет третий этап строительства. Нужно учитывать тот факт, что пребывание лодочных баз на их сегодняшнем месте юридически никак не оформлено. По большому счету, это можно расценивать как самозахват земли. Законы обязательны к исполнению, независимо от того, нравятся они кому-то или нет. Почему заказчик строительства не решил проблему с лодочными базами в юридической плоскости – вопрос открытый.

6. Получается, что эгоистические интересы одной, не очень большой группы лиц вступают в противоречие с общественными интересами саратовцев.

- Именно так! Из-за чего возмущаются лодочники? Берегоукрепительные сооружения препятствуют произвольному размещению их лодок. Безусловно, это очень удобно, приехать в центр города, сесть на лодку и поплыть на рыбалку или просто покататься по Волге. Я сам, как лодочник с огромным стажем, прекрасно понимаю тех, кто не хочет покидать привычных стоянок своих судов. Их базы располагаются вдоль Волги от улицы Вольской до микрорайона Улеши еще со времен Советского Союза. За много лет люди привыкли ими пользоваться, и, повторюсь, я их прекрасно понимаю. Но жизнь не стоит на месте, город меняется, поэтому надо искать такое место для размещения лодок, чтобы это устраивало всех – и тех, кто держит лодки, и остальных горожан, которые хотят видеть красивую береговую линию, а не эти захламленные, неблагоустроенные участки. Лодочники хотят оставить все, как есть, но удобно ли это остальным саратовцам, которых более 800 тысяч? Даже если будут проведены общественные слушания по этому вопросу, то очевидно, что за продолжение реконструкции набережной выскажется 500 тысяч человек, а за то, чтобы оставить на прежнем месте старые ржавые гаражи - вряд ли наберется пять сотен. Сегодня доступ к реке на территории лодочных баз фактически есть лишь у владельцев лодок. А наша цель, чтобы жители не только Волжского, но и Октябрьского, Заводского районов смогли отдыхать на современной благоустроенной набережной. Ведь саратовцы этого достойны.

7. А если оставить все неизменным и позволить пришвартовывать лодки и катера вдоль уже новой набережной, то как это скажется на внешнем виде «Волжских ворот» и чем будет грозить городу?

- Проект планировки не предполагает наличие лодочных баз вдоль набережной. И это считаю абсолютно правильным. Однако в свете последних событий заговорили о возможности нахождения там судов. Но в интересах большинства саратовцев допустить этого нельзя. Представьте, какое впечатление это создаст у туристов, прибывающих к нам в город: красивая новая набережная будет изуродована лебедками, волнорезами и прочими сооружениями, для обеспечения возможности спуска лодок на воду. К тому же, на мой взгляд, да и большинство горожан, уверен, со мной согласится, совершенное безобразие - это возможность проезда автомобилей владельцев лодок на пешеходную зону будущей набережной. Ведь придется решать и эту проблему, если допустить возможность сохранения лодочных баз на прежнем месте.

При этом, я подчеркиваю, ни на уровне города, ни на уровне области никогда вопрос не стоял просто взять и выгнать лодочников. Мы готовы предложить другие места под размещение баз – на Зеленом острове, на Казачьем или ниже по течению. Более того, понимая, что обустройство базы на новом месте требует создания инфраструктуры, что называется, «с нуля», город и в этом готов оказать содействие, например, помочь с подключением к коммуникациям и др. Но разговор об этом тоже должен идти в правовом формате – базы обязательно должны быть оформлены по закону.

Подводя итог, скажу, «набережной быть» в любом случае! Тем более, что регион участвует в федеральной программе и обязан освоить деньги, выделяемые нам Москвой.

 

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации