44-ый Федеральный закон. Цена экономии для Саратова.
01 апреля 2014 12:08

44-ый Федеральный закон. Цена экономии для Саратова.

В конце минувшего года прекратил свое действие 94-й Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", на смену ему, пришел 44-й Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Результаты практической реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не заставили себя долго ждать.

В марте 2014 года состоялись аукционы по определению подрядчиков на проведение работ по содержанию территории Саратова, где заказчиком выступил комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», а участниками закупок (потенциальными подрядчиками) выступили как муниципальные предприятия Саратова, так и одна иногородняя организация. В результате конкурсной борьбы победителем одного из аукционов стала иногородняя организация, которая с апреля 2014 года будет убирать половину территории Саратова (Заводской, Волжский  и Октябрьский районы) 7 месяцев ежедневно за 87 млн. рублей (что составляет менее 60% от первоначальной суммы контракта). Второй аукцион выиграло одно из саратовских муниципальных предприятий, где также в результате торгов, все с той же иногородней организацией, сумма контракта была беспрецедентно снижена от первоначальной суммы.

Казалось бы – и закон о контрактной системе соблюден, и в результате конкурентной борьбы бюджетные средства значительно сэкономлены, только не перестает мучить один вопрос – А будет ли город чистый в результате таких аукционов?

С этим вопросом мы обратились к главе Саратова Олегу Грищенко:

 

- Вы задали очень важный и актуальный вопрос. Согласно новому 44-му закону государственные и муниципальные заказчики жестко ограничены в требованиях, которые они могут устанавливать к участникам торгов при осуществлении закупки. Заказчики могут установить лишь следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в рамках действующего законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (речь идет о наличии соответствующих лицензий, разрешений и т.п.);

2) правомочность участника закупки заключать контракт;

3) не проведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) не приостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ;

6) отсутствие у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики;

7) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты;

8) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов (родственные связи и т.п.)

Также заказчики вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки.

В соответствии с 44-ым Федеральным законом, иных требований к участникам закупок заказчики устанавливать не вправе.

Что это значит на практике?

На практике - формируя документацию для проведения аукционов по определению подрядчиков на проведение работ по содержанию территории Саратова, комитет дорожного хозяйства администрации города не имел законных оснований для предъявления к участникам торгов таких требований как, к примеру: наличие определенного количественного и качественного состава специализированной техники, находящейся на том или ином вещном праве у участников закупки; наличие хотя бы одной производственной (складской) базы, находящейся на территории населенного пункта, где будут осуществляться работы; наличие в штате организации – участника закупок необходимого количества специализированного персонала и т.п. требований, которые существенны для качественного и полноценного исполнения работ по содержанию городской территории. Таким образом, на сегодняшний день по одному аукциону администрация города имеет победителя торгов – иногороднюю организацию, имеется ли необходимая для уборки города у этой организации специализированная техника и персонал – неизвестно. Кроме того, на текущий момент есть информация, что Арбитражным судом города Москвы удовлетворен иск о взыскании задолженности с данной организации в размере нескольких миллионов рублей по договору поставки, есть и другие миллионные иски, предъявленные за ненадлежащее исполнение обязательств, находящиеся в стадии рассмотрения. Не знаю, надо ли еще что-то комментировать в данном случае… Город, саратовцы стали заложником ситуации.

На текущий момент оправдались мои худшие ожидания - иногородняя организация – победитель аукциона по определению подрядчика  на проведение работ по содержанию территории Заводского, Волжского и Октябрьского районов города подписала муниципальный контракт с комитетом дорожного хозяйства администрации Саратова и не приступила к работам по уборке территорий города в обозначенный контрактом срок. При таких обстоятельствах, заказчик должен обратиться в суд с требованием о расторжении контракта и компенсации понесенных, в связи с этим убытков. В случае удовлетворения судом такого иска, в соответствии с действующим законодательством необходимо будет провести новую конкурсную процедуру по определению нового подрядчика по уборке территории города. А это значит, что как минимум около двух месяцев три крупных района Саратова не будут убираться, так как 44-й Федеральный закон нам четко регламентирует порядок и продолжительность проведения конкурсного отбора. Кроме того, нет никакой гарантии, что на новый аукцион опять не заявится какой-нибудь «варяг» аналогичного толка и снова, проведя жесткий демпинг, не выиграет его, со всеми вытекающими последствиями. Это замкнутый круг, так как, в случае нарушения 44-го Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена ответственность заказчиков за несоблюдение требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

В конечном итоге данная ситуация может привести не только к полному упадку городской инфраструктуры, транспортным коллапсам и т.п., но и к ухудшению эпидемиологической ситуации в городе, росту социальной напряженности среди горожан. Мы не можем, и не должны это допустить. Органы местного самоуправления Саратова обязаны исполнять возложенные на них полномочия, в соответствии со 131-ым Федеральным законом. Только, как в данной ситуации их исполнить – вопрос…

Возможно, кто-то скажет, что я сгущаю краски. Но это реалии, и подобное развитие событий мы не можем сбрасывать со счетов.

Кстати, по второму аукциону (по определению подрядчика  на проведение работ по содержанию территории Ленинского, Кировского и Фрунзенского районов города), где выиграло саратовское муниципальное предприятие, также в результате демпинга все той же иногородней организации, цена контракта была снижена еще больше, чем по первому аукциону (на 60% от первоначальной суммы).

Хочу пояснить, почему такое внимание я уделяю, в том числе, и финансовому аспекту – это немаловажная составляющая качественного исполнения работ. На финансирование благоустройство территории Саратова в 2014 году в бюджете города, исходя из имеющихся финансовых возможностей, предусмотрено около 40% от нормативной потребности в бюджетных ассигнованиях. Таким образом, те первоначальные суммы, которые были указаны в муниципальных контрактах на содержание городской территории – ничтожно малы, по сравнению с нормативной потребностью на проведение данного вида работ. А в результате жесткой конкурентной борьбы при проведении конкурсной процедуры, эти суммы были уменьшены еще и в разы. И если ранее объема бюджетных ассигнований на содержание города в размере 40% от потребности с трудом хватало, чтобы удержать город на минимальном уровне благоустройства, то завтра - в период исполнения муниципальных контрактов по тем ценам, которые сложились по итогам конкурсных процедур, мы можем столкнуться с очень серьезной проблемой.

МУПы, обладающие и наличием необходимой специализированной техники для уборки города, и производственными базами, на которых, в том числе, хранятся материалы, используемые при проведении работ по содержанию городской территории, и специализированным персоналом,  приняли активное участие в конкурентной борьбе, боролись за право быть подрядчиками до последнего, но лично у меня возникает вопрос к руководителям данных муниципальных предприятий – как они планируют за эти деньги убирать город?

Как горожанин, желающий жить в чистом, благоустроенном городе, я их прекрасно понимаю и одобряю за такое рвение. Как руководитель, я не могу положительно оценить подобный результат аукциона, так как полноценное, качественное выполнение работ в рамках муниципальных контрактов по таким ценам, которые сложились в результате, по моему мнению, демпинговых торгов, во-первых, вряд ли возможно, во-вторых, - однозначно приведет к серьезному ухудшению и без того не очень хорошего финансово-экономического положения муниципальных предприятий. Что в перспективе, также негативно может отразиться на уровне благоустройства города.

Таким образом, получается, что бюджетные средства в результате конкурсных процедур были сэкономлены, но, вот какова цена этой экономии, какое качество выполнения работ получит город. И получит ли он их вообще?!

Конечно, 44-ый Федеральный закон, о котором мы сегодня ведем речь, содержит положения об антидемпинговых мерах при проведении конкурса и аукциона, но они будут работать только в том случае, если мы имеем дело с добросовестным поставщиком. А если нет?!

На мой взгляд, выход из ситуации один – необходимо, как можно скорее, вносить изменения в Федеральное законодательство, регулирующее отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок,  в части расширения перечня единых требований, предъявляемых к участникам закупки с целью обеспечения достижения оптимального соотношения цена-качество в результате конкурсных процедур, естественно, с учетом антимонопольного законодательства.

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации