Схему размещения объектов рекламы на территории Саратова обсудили на заседании архитектурно-градостроительного совета. Основной докладчик, и.о. начальника городского управления по наружной рекламе и художественному оформлению Дмитрий Макарычев проинформировал об изменениях в законодательстве о рекламе. В частности, 98-ФЗ конкретизировал порядок размещения и эксплуатации рекламных конструкций, уточнил имеющиеся и определил новые полномочия органов местного самоуправления в сфере размещения и эксплуатации наружной рекламы.
Так, на органы МСУ возложена обязанность до 1 января 2014 г. утвердить схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Также муниципалитет вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа.
Схемой размещения определяются места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием видов и типов, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Проект схемы размещения рекламных конструкций, предложенный вниманию градостроительного совета, был разработан структурными подразделениями городской администрации и в соответствии с действующим законодательством будет утвержден до конца текущего года.
Разрабатываемая схема выполнена по результатам проведенной инвентаризации рекламных конструкций с использованием зон, разрабатываемых для регулировки жесткости воздействия на среду центрального планировочного района города.
Зоны разрабатывались в рамках проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки, неоднократно корректировались и изменялись при непосредственном участии градостроительного совета. В результате были применены в «концепции размещения рекламных конструкций в городе Саратове».
Согласно принятой концепции размещения рекламных конструкций, для улучшения архитектурного облика исторического центра города, а также для беспрепятственного проведения работ по механизированной уборке тротуаров принято решение о сокращении порядка 70% рекламных конструкций, ранее установленных в исторической части города. Остальные позиции будут заменены на современные конструкции меньшего формата (площадью до 10 кв.м.). В качестве примера можно привести установленные ситиборды на пересечении ул. Чапаева и Советской.
Таким образом, в соответствии со схемой из 400 конструкций ранее расположенных на земельных участках в историческом центре города будет демонтировано 280, а 120 конструкций будут заменены на более современные, меньшего формата. По состоянию на 01.10.2013 г. уже убрано 226 (80%) рекламных конструкций подлежащих демонтажу.
За пределами центрального планировочного района предполагается сохранить почти все имеющиеся конструкции. Из 1500 рекламных конструкций, расположенных в Саратове на 01. 01.2013 г., проектом схемы первоначально предусмотрено сохранение 1100 рекламных конструкций.
Глава администрации Алексей Прокопенко подчеркнул, что из исторического центра Саратова рекламные конструкции нужно убирать, и эта идея широко поддерживается: «Реклама должна украшать город, а не закрывать красивые исторические здания». Также глава администрации города предложил выйти с инициативой о разработке механизма, который позволит достаточно оперативно вмешиваться в ситуацию – устанавливать дополнительные или убирать неуместные рекламные конструкции: «Нужно поменьше бюрократии и должны быть внятные сроки рассмотрения таких вопросов. Например, ограничиться двумя месяцами».