Новые возможности старой школы
03 октября 2013 10:31

Новые возможности старой школы

Городской комитет по образованию совместно и газета «Саратовская панорама» провели «прямую линию», посвященную новшествам в организации учебного процесса. На вопросы саратовцев ответила зампред комитета по вопросам осуществления образовательной политики и работы с молодежью Ирина ЧИНАЕВА.

– Здравствуйте, объясните, пожалуйста, почему в одних школах детей обязали носить единую школьную форму, а в других никаких ограничений в выборе одежды у учащихся нет? Разве новый Закон об образовании не един для всех?

- Закон об образовании устанавливает требования к деловому стилю одежды. На региональном уровне требования к школьной одежде дополняются следующими характеристиками: форма должна быть удобной и представленной в трех вариантах (парадный, повседневный и спортивный).

Будет ли форма одинаковой для всех школьников либо она будет введена только в начальной школе, образовательное учреждение решает самостоятельно. Какими будут цвет одежды, ее наполнение (пиджак или жилет, юбка или сарафан), решают сами родители на родительских собраниях.

Где-то родители шьют форму по собственным эскизам, где-то просто подбирают ребенку одежду по принципу «белый верх – черный низ». Чтобы в адрес руководства школ не было обвинений в навязывании своих вариантов школьной одежды, районные администрации проводят для родителей «Театр моды», где дети демонстрируют различную школьную одежду. На мой взгляд, введение школьной формы – большая экономия для родителей.

Да, конечно, старшеклассникам хочется похвастаться своими повседневными нарядами. Мы учли данную потребность и сейчас обсуждаем предложение проводить по субботам «день без галстука». Разрешать это или не разрешать, будет решать руководство каждой отдельно взятой школы.

– Добрый день. Класс из 25 человек почему-то не поделили в группы по изучению иностранного языка. Не будет ли страдать от этого качество изучения английского, ведь в языковой практике важен индивидуальный подход?

– По всем нормативам группа для изучения иностранного языка должна быть не более пятнадцати человек. Вы как родители разговаривали с классным руководителем, с директором об этом?

Предлагаю пойти на встречу с директором, объяснить ситуацию: для качественного обучения детей надо делить на группы. Если директор вас не слышит, надо обратиться к учредителю – в районный отдел образования.

– Ирина Александровна, я мама восьмиклассника. У нас сейчас начинается ранняя профилизация. Объясните, пожалуйста, что это такое? К чему нам быть готовыми?

– Ранняя профилизация, или предпрофильная подготовка, обычно начинается с девятого класса и нацелена на то, чтобы ребенок мог заранее определиться, какой именно школьный предмет он бы хотел изучать углубленно. В первой четверти с детьми проводится информационная работа, разъяснительная, психологическая. Во второй ученику предлагается выбрать, какой именно предмет он хотел бы изучать глубже.

Например, он выбирает физику и химию, но к концу четверти понимает, что эти предметы не его стихия. В третьей четверти он выбирает русский и английский.

Таким образом, в девятом классе учащийся имеет право три раза попробовать себя в разных направлениях, для того чтобы в десятом классе сделать осознанный выбор – пойти в класс с математическим уклоном или  гуманитарным. В инновационных учреждениях ориентационный курс может начинаться раньше, с восьмого класса.

– А по индивидуальному плану мой ребенок может обучаться?

– Обучение по индивидуальному учебному плану проходит у нас на старшей ступени и практикуется в городе уже более пяти лет. Вообще-то, с десятого класса ребенок выбирает профиль, по которому он будет учиться, но есть дети, которые еще не выяснили, что им интереснее – история или биология.

И вот этот индивидуальный план и позволяет ребенку заниматься углубленно и историей, и биологией. Отмечу, что индивидуальный план обучения – это форма занятий для тех детей, кто любит учиться.

– Здравствуйте, мой сын учится в девятом классе. Правда ли, что это последний год изучения русского языка? А как же подготовка к ЕГЭ?

– Родители старшеклассников очень часто переживают за подготовку по русскому языку и математике – мол, часы сокращаются. Но не забывайте, что у нас есть так называемый обязательный час.

Да, мы закончили изучение русского языка в девятом классе, но повторение и закрепление этого предмета идет как раз в этот час. Кроме того, министерство образования отдает на русский язык и математику региональный компонент. Эти часы идут по отдельному учебному плану, и на них дети готовятся к ЕГЭ, выполняют задания в тестовом режиме.

Если и этого мало, есть еще такой компонент образовательного учреждения, как элективный предмет, то есть углубленное изучение. Если ребенок хочет продолжать изучение русского языка в старших классах, он выбирает русский как элективный предмет. Возможности у школы сейчас очень большие, да и сама школа сегодня рассматривается именно как образовательная услуга: есть потребности родителей – надо их удовлетворять.

– А как нам, родителям, об этих возможностях узнавать?

– На родительских собраниях, в том числе и на общешкольных, на сайтах школ.

 

– Добрый день. Моей дочери запретили носить на урок электронный учебник. Насколько это правомерно?

– Дело в том, что вступивший в силу Закон об образовании утвердил не только электронные учебники, но и электронное образование. Но, видимо, требования учителей вашей школы, скорее всего, носят рекомендательный характер работать с первоисточником.

Согласитесь: шесть часов занятий беспрерывно смотреть в планшет, а еще уроки информатики, мультимедийный проектор, презентации… Пожалейте глаза ребенка. Кроме того, учителю сложно проконтролировать, работает ребенок с учебником или сидит в социальных сетях.

– Почему со следующего года отменен набор в шестые классы физико-технического лицея?

– ФТЛ – это инновационное учреждение, зарекомендовавшее себя на всероссийском уровне, а инновационное учреждение не может заниматься в две смены. На сегодняшний день ФТЛ минимум на два класса переполнен.

Во-вторых, в этом году ФТЛ пробует перейти на новый федеральный образовательный стандарт. Требования стандарта предполагают большую внеурочную занятость – школу полного дня, в учреждении не хватает помещений, где бы все учащиеся могли заниматься спортом,  дополнительным образованием.

И третье: в шестых классах еще нет физики, и, приходя в ФТЛ, дети еще не понимают, в чем именно специфика этого учреждения. А особенность ФТЛ заключается в т.ч. и в том, что его учащиеся уже увлечены этим предметом. А как они могут быть увлечены физикой, если ее изучение начинается с седьмого класса?

Таким образом, лицей берет тайм-аут, чтобы решить, как дальше будет развиваться: работать на свое мировое имя (спецкурсы должны преподаваться тем ребятам, у кого горят глаза, кто грезит олимпиадами) либо на потребу дня. Хочу еще раз напомнить, что детям никто не запрещает посещать курсы ФТЛ.

– Здравствуйте, слышала, что в одной из школ города открыт «Роснефть»-класс. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

– Да, одно из новшеств этого учебного года – открытие на базе средней школы № 6 «Роснефть»-класса. Наше, саратовское, предприятие, нефтеперерабатывающий завод, стало дочерним предприятием «Роснефти» и выступило спонсором открытия класса. Был заключен договор между школой, классическим университетом (институтом химии) и нефтеперерабатывающим заводом.

С одной стороны, промышленники заинтересованы в том, чтобы дети получали качественное образование: завод поставляет лабораторное оборудование, преподаватели СГУ проводят школьникам интереснейшие спецкурсы. С другой – ребята готовятся поступать на факультет химинститута и тоже заинтересованы в качестве образования.

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации