15 ноября 2010 13:51

Юрий Галушко: Транспортную сеть города ждут большие перемены

Удорожание стоимости проезда в общественном транспорте позволяет горожанам надеяться, что качество обслуживания станет на уровень выше. По крайней мере, к этому аргументу апеллировали те, кто принимал решение об увеличении тарифов. На чем основаны перемены к лучшему, и каковы перспективы развития городской транспортной сети, рассказал директор МУ «Транспортное управление» Юрий Галушко.

- Юрий Сергеевич, можно ли рассчитывать на более комфортный проезд в городском транспорте, учитывая, что билеты теперь стоят на три рубля дороже?

- Вопрос закономерный. Саратовцы вправе ждать улучшения качества. Но, говоря об удорожании проезда, не стоит забывать, что тарифы в горэлектротранспорте не поднимались три с половиной года. При этом давала о себе знать инфляция, с каждым годом дорожали резинотехнические изделия, бензин, техническое обслуживание. Уже давно не было ремонта печек в трамваях и троллейбусах. Минувшей зимой это, наверное, почувствовали все. Денежные средства от удорожания проезда и пойдут как раз на замену печек, шин, в том числе, на улучшение качества обслуживания пассажиров.

- Самая большая проблема, что трамваи и троллейбусы ходят неравномерно, а после восьми вечера их вообще не дождешься.

- Сегодня саратовцев обслуживают 136 трамваев и 122 троллейбуса. Вроде бы и много. Но надо учитывать, что часть парка не на ходу. В Ленинском и Кировском районах много троллейбусов на ремонте. Это с одной стороны. С другой, остро ощущается нехватка водительских кадров. Простой пример: на один троллейбус необходимо два водителя с 6.00. до 14.00 и с 14.00 до 22.00. У нас работает один. Если начинать смену с шести утра, в депо надо быть к пяти – пройти медосмотр, техосмотр и т.д. Легко ли выдержать такой график работы? Но как бы не было трудно, замечу, что трамваи ходят и в 11, и в 12 вечера, и в 2 ночи.

- Не спорю, трамваи дежурные ходят и по 3-му маршруту. Но на остановках некоторых маршрутов после восьми вечера можно встретить только «понимающих» таксистов.

- Чтобы была полная укомплектованность водителями, необходимо повышать им заработную плату, заинтересовывать их. До последнего времени стоял вопрос, где взять деньги? Дополнительные три рубля за проезд сыграют роль и в заработной плате водителей, и кондукторов. Будет нормальной зарплата, не будет дефицита кадров, и транспорт сможет осуществлять перевозку, как во всех больших городах, до 12 ночи.

- Кондукторы - еще одна головная боль?

- Да, и кондукторов надо набирать. В автобусах (большой и средней вместимости) укомплектованность ими около 70 процентов. Дело не только в качестве. Необходимо добиться, чтобы кондукторы не сидели на одном месте, а ходили по салону, продавали билеты. В результате люди тогда не будут толкаться, а выходить во все двери в салоне. Это тоже касается нашего с вами комфорта.
Сейчас на автокомбинате впервые стали проводить курсы повышения квалификации кондукторов. Специалисты учат их, как общаться с пассажирами, как вести себя в нестандартных ситуациях. Всем, кто прошел эти курсы, выдадут аттестаты. Это наш первый шаг к качественному обслуживанию пассажиров.
Еще одно новшество: у кондукторов в самое ближайшее время появится униформа. У них будет зеленая куртка, на ней - бейджик. Все должно быть цивилизованно.

- Неужели и водителей оденете?

- И водителей! У них будет синяя куртка со светоотражающими вставками, бейджик, чтобы было понятно, к какому автопредприятию водитель относится. Такую фирменную одежду саратовцы увидят уже к новому году.
После введения формы планируем возвратиться к обязательному объявлению остановок.
На сегодняшний день мы восстановили порядка 80 процентов приборов громкой связи. В некоторых автобусах такого оборудования вообще не было.

- Ну, хорошо, в автобусах этого нет, а в троллейбусах, трамваях? Там же все это предусмотрено!

- Связь предусмотрена, но не все, к сожалению, ее использовали. Сейчас мы этим вопросом занимаемся. С руководителями предприятий на этот счет ведется работа.

- Еще одна насущная проблема, задевающая интересы пассажиров, да и водителей, - это пробки. Не собираетесь ли вы поднять вопрос о выделении отдельных линий для общественного транспорта?

- Проблема пробок в Саратове очень специфична. Она напрямую касается исторически сложившегося центра города. Посмотрите, 100 лет назад на Московской работал один трамвайный маршрут. Сейчас на этой улице - сотни автобусов, маршруток, троллейбусов, но шире-то она не стала. Были бы заездные карманы, автобус заехал туда, а все остальные объехали и дальше двигались, не было бы медленно ползущих от улицы Чернышевского до улицы Максима Горького автобусов. Пока, к сожалению, карманы построить невозможно из-за архитектурных строений купеческого города. Но это уже не в компетенции нашего управления. Мы с пробками боремся по-своему.

- Думаю, читателей это заинтересует.

- Например, первоначально было запланировано 1478 графиков транспорта. Но нам удалось это число сократить на 280 единиц автобусов особо малой вместимости. Речь идет об оптимизации маршрутной сети города. Приведу пример: «ГАЗель» вмещает в себя 13 пассажиров, а «Мерседес» - 19. Предприятие закупает «Мерседесы», и на маршруте требуется на три машины меньше.

- Но даже с таким сокращением маршрутных такси на улицах очень много.

- И этого не хватает. Многие возмущаются - маршрутки все заполонили, а задумайтесь: на 860 тысяч горожан приходится 1,2 тысячи единиц транспорта, то есть на одну машину - 573 человека. Этого не только «Мерседес», автобус не потянет. А если учесть, что в Заводской район ведут только три дороги - Чапаева, Астраханская и Чернышевского. Как они не будут забиты транспортом?
У нас любят жаловаться. Но не всем в голову приходит поинтересоваться причинами. Вот, к примеру, перенесли конечную остановку 57-го маршрута, сразу вопросы. А сделать этот шаг мы были вынуждены: жители домов на ул. Гоголя, где была конечная маршрута, пожаловались в прокуратуру, им надоело, что под окнами дымят «ГАЗели», да и по СНиПам расстояние от остановочного пункта до жилых строений должно быть не менее 30 метров. А там эти параметры не выдерживаются. Вообще, это большая проблема - в городе автобусам негде развернуться! Сказывается отсутствие разворотных площадок и в Юбилейном, поэтому мы не можем пустить туда большое количество автобусов большой вместимости. Сейчас возникает вопрос по автобусному маршруту номер 11. Автобусы разворачиваются на Музейной площади, а там и собор, и Управление ПЖД. И что же с ними делать? Убрать с маршрута?

- Да вы что?! Одиннадцатых много не бывает!

- И это при том, что они ходят через три минуты, а в часы пик через 2,5 минуты. Были такие предложения: сократить количество подвижного состава на маршруте, тем самым увеличив интервал движения. Но в этом случае люди уже на Октябрьской или Некрасова рискуют не попасть в переполненный транспорт.

- Раз мы заговорили об оптимизации маршрутной сети, поясните, как идет сокращение маршрутных такси, дублирующих троллейбусы или трамваи?

- Отчасти дублеры, может быть, и не нужны. Но что делать летом, когда дорожное покрытие начинают вскрывать наши коммунальные службы? Объехать эти участки троллейбусы и трамваи не могут. А как быть, если человек торопится? Я считаю, что у людей должна быть альтернатива. Те, кто привык ездить на трамвае, они так и будут на нем ездить. Но большинство людей предпочитают автобусы. Это закономерно.

- Юрий Сергеевич, сейчас «ГАЗели» активно заменяются на более вместительные автобусы…

- Да, вот пример:100 микроавтобусов «Мерседесов» выходят на маршруты, 10 «Фордов» в ближайшее время будут осуществлять перевозку пассажиров на 52-м маршруте.

- А сколько «ГАЗелей» осталось?

- Порядка 750. Мы будем постепенно переводить их на окраины - в Увек, Поливановку, чтобы они довозили пассажиров до центра, а центральную часть города будут обслуживать более вместительные и комфортабельные автобусы.

- А скоро это произойдет? От чего зависит?

- Опять-таки от тарифной политики. Обновление автопарка идет хорошо. И дай Бог, чтобы оно продолжалось. Кстати, мы меняем не только автобусы малой вместимости. В сентябре-октябре заменили весь подвижной состав на маршрутах №№ 11, 53, 6. Все старые машины 1977 года выпуска, 1981-го мы заменили на более современные - от 1995 года и выше. До нового года планируем поменять автобусы маршрутов 18Д и 90.

- За счет кого происходит обновление парка?

- За счет перевозчиков. Участвуя в конкурсном отборе, они указывают, какой процент подвижного состава планируют поменять, сколько машин будет подключено к ГЛОНАССу. Все это прописано в договорах.

- А кстати, как идет оборудование городского транспорта системой навигации?

- На сегодняшний день установлено 370 трекеров ГЛОНАСС-GPS. В процентном соотношении это порядка 30 процентов.

- Только на автобусы?

- Нет, трамваи и троллейбусы тоже нуждаются в системе навигации, электротранспорт будет оснащаться системой ГЛОНАСС.

- Что конкретно дает современная система навигации?

- Она позволяет оптимизировать работу диспетчерской службы транспортного управления и получать достоверную, объективную информацию о любом автобусе (включая определение его местоположения, скорости и направления движения).
Движение становится более упорядоченным. Можно не только отследить режим, но и вмешаться в процесс перевозки. Порой водители создают большие интервалы, едут медленнее, чем требуется. Система в автоматическом режиме осуществляет контроль и анализ фактического пробега транспортных средств за определенные промежутки времени. Диспетчер может представить водителю полную картину рабочего дня.
По сути дела, это система жесткого контроля, работающая в интересах пассажира и работодателя. Ее внедрение позволяет повысить дисциплину водителей. Косвенно повлияет она и на сокращение транспортных нарушений. На диспетчерский пункт будут передаваться внеочередные сообщения при нажатии водителем тревожной кнопки, при длительном простое и начале движения.

- Важный вопрос: число ДТП уменьшилось или выросло?

- В этом году количество ДТП уменьшилось на 37 процентов.

- Юрий Сергеевич, движение транспорта будете отслеживать, а как будете заботиться о культуре водителей?

- У нас есть горячая линия. Мы выезжаем на место, общаемся с заявителями. По результатам проведенных проверок принимаем меры административного воздействия: по последним 44 случаям двоим объявлен выговор, 28 получили замечания, 5 отстранены от работы на месяц, а самые нерадивые уволены. Мы работаем с водителями. Хотя если быть до конца справедливым - у работодателей масса проблем с подвижным составом, как тут до каждого водителя дойти. Рассчитываем на помощь пассажиров - ту же горячую линию.
Комплексный подход к решению наболевших проблем и решению вопросов по оптимизации маршрутной сети, замене подвижного состава, привлечению квалифицированных кадров в автомобильную отрасль может дать положительные результаты при тесном сотрудничестве транспортников с дорожными службами, городским отделом ГИБДД, архитектурой, коммунальными службами.

- Сколько же денег необходимо, чтобы заменить весь существующий транспортный парк?

- У нас 136 трамваев, умножаем на 10 миллионов - 1 360 000 000 рублей понадобится только на трамваи. А еще 122 троллейбуса по 4,5 миллиона, около 500 автобусов большой вместимости по 4 миллиона. Заменяем 700 «ГАЗелей» на «Мерседесы» стоимостью от 1,5 миллиона…

- Да, тремя рублями здесь сложно обойтись…

- По-хорошему, нам очень нужны инвесторы. Нужна поддержка областных властей. Сейчас все надежды на окупаемость наших предприятий. Видите, как много вопросов должны решить эти самые три рубля. Надеюсь, что такое взятое направление в работе все же поможет решить массу самых сложных проблем пассажирского транспорта - это наша принципиальная позиция.

(Ксения Фома, газета «Саратовская панорама», 10 ноября 2010 г.)


 

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации