21 октября 2010 13:49

Галина Муренина: «XXI век будет веком Чернышевского!»

Музей Николая Гавриловича Чернышевского - не просто музей. Это наша гордость, наша история, пример большой и бескорыстной любви к Саратову и его жителям. Это часть души нашего города, наша культура, наша память. На этой неделе в доме-музее Чернышевского большое торжество. Здесь отмечают день рождения музея. В 2010 году ему исполнилось 90 лет!

- Галина Платоновна, расскажите, как все начиналось…

- Со дня своего основания музей традиционно является научно-просветительским центром по распространению знаний о знаменитом саратовце, его семье, саратовском окружении, усадьбе, где более 200 лет живут члены большого семейства Чернышевских-Пыпиных.
Основателем и первым директором музея стал младший сын писателя Михаил Николаевич Чернышевский. Создание музея было его мечтой и целью его жизни. Именно он передал государству огромный архив писателя и личные вещи, принадлежавшие семье Чернышевских.
Время было неблагополучное - разгул, бандитизм, разруха. В городе практически не осталось ворот и калиток - все разбирали, использовали на дрова, продавали. Возможно, такая же участь ждала бы и дом Чернышевских - уже успели снять деревянную калитку с улицы Некрасова. Но в марте 1917 года на дом была выдана охранная грамота, подписанная Луначарским. Она-то и спасла дом Чернышевских от многих неприятностей, в том числе от разорения.
7 сентября 1920 года постановлением Совета Народных Комиссаров дом Чернышевских в Саратове объявили национальным достоянием, в нем был организован музей памяти русского писателя и общественного деятеля Николая Гавриловича Чернышевского. Музей сразу же стал одним из российских центров научной деятельности. Так получилось, что Чернышевский вошел в обойму тех деятелей общественного движения, культуры, истории, которые нужны были молодому государству. Поэтому-то интерес к этому человеку был колоссальный. В музее защищались кандидатские, докторские диссертации! Архив музея стал притягательной силой, собиравшей вокруг себя тех, кто изучал историю России XIX века и общественного движения 60-х годов.

- Видимо, и отношение властей к музею было соответствующее?

- Да, музей был республиканским достоянием. В 20-х годах была разработана программа становления музея, которая включала в себя все - от организации Ученого совета до выделения денежных средств.
Понимаете, Чернышевский был очень нужен тому времени - времени, когда зарождалось новое государство, когда стране нужны были прогрессивные взгляды, новые идеи. Кстати, сегодня время очень созвучно 20-м годам прошлого столетия. Мы начинаем понимать, что главные ценности не материальные, а духовные, культурные…

- Галина Платоновна, а музей Чернышевского сразу же планировали разместить в Саратове?

- Нет. Этот вопрос очень долго и тщательно прорабатывался. Михаил Николаевич предполагал, что Институт изучения наследия Чернышевского должен быть в Санкт-Петербурге. Но наши саратовские ученые сумели доказать, что место этому научному центру там, где писатель родился, вырос, учительствовал, обзавелся семьей.

- Какая именно научная деятельность велась в музее?

- В круге научных интересов музея изучение биографии и творчества Н.Г. Чернышевского, его окружения, эпохи 60-х годов ХIХ века, исследование вопросов, связанных с историей музея и усадьбы, музейная педагогика. Как я уже говорила, здесь защищались многие научные труды. Защитила кандидатскую здесь и внучка Николая Гавриловича - Нина Михайловна Чернышевская, которая после смерти отца с 1924 года была бессменным заведующим, а затем директором музея на протяжении 50 лет.
Особо активизировалась научная деятельность в музее в 1928 году - в год 100-летия Н.Г. Чернышевского. К юбилею в музее готовились очень многие издания.
Такая оживленная научная деятельность длилась здесь вплоть до 1941 года. А с началом войны весь архив был вывезен в Сибирь и в Саратов уже не вернулся.
…Архив был отправлен в Москву, в ЦГАЛИ (сегодня РГАЛИ), где был помещен в фонд под номером 1. И сейчас фонд Чернышевского находится там под номером 1.

- А посетители в музей допускались? Или здесь находились только ученые?

- Главная функция музея это хранение и введение в научный оборот музейных ценностей. В этом смысле у нашего музея счастливая судьба. До 1918 года была жива Ольга Сократовна Чернышевская (супруга писателя). Во многом благодаря ей и был сохранен дом и вся в нем обстановка, мебель, личные вещи Николая Гавриловича. Это давало возможность с первых же дней работы музея устраивать экспозиции. Конечно, первые выставки были наивными (с точки зрения сегодняшнего музейного дела), но они строились на подлинниках. Сейчас у нас в музее работает выставка о первых довоенных годах работы музея. И когда мы ее делали, мы были поражены, не подозревая, какие документы хранятся в наших фондах!
Например, план комнат музея, написанный и расчерченный на листочке из тетрадки в клеточку. Или пропуск в Кремль: «ГЛАВНАУКА Академического Центра Наркомпроса просит пропустить в Кремль предъявителя сего, Михаила Николаевича Чернышевского, для получения из Секретариата и Совнаркома выписки Постановления по делу о ремонте дома-музея Чернышевского в Саратове». Вот так! В Кремле знали о доме-музее!
Принимая посетителей, Михаил Николаевич выкладывал экспонаты прямо на столы и дополнял рассказы о них своими личными воспоминаниями. Представляете, какими интересными и захватывающими были эти экскурсии! Очень любил рассказывать Михаил Николаевич о поездке в Сибирь. Как мама - Ольга Сократовна собиралась броситься за борт парохода, выражая тем самым протест против положения отца.
Как, прощаясь с родными, Николай Гаврилович подарил Мише коробочку от лекарств. Эту коробочку Михаил Николаевич пронес через всю жизнь, и она стала первым экспонатом музея, как принято у нас называть, первой ячейкой.

- Когда же появилась первая стационарная выставка?

- Это произошло в 1927 году. Затем историко-литературные экспозиции открывались в 1939 году, 1953-м. В основу экспозиции 1967 года впервые был положен писательский процесс - лаборатория писателя, когда зарождались его произведения.
Эта экспозиция пользовалась большой популярностью, впрочем, как и сам писатель, которого изучали и в школе, и в вузах. В 60-70-е годы в музее проводилось от 10 до 15 экскурсий ежедневно. В период навигации музей входил в обязательную экскурсионную программу для путешествующих по Волге.
В 1978 году к 150-летию со дня рождения Н.Г. Чернышевского в музее впервые была открыта мемориально-бытовая экспозиция. Она воспроизводила обстановку дома Чернышевских на основе подлинных предметов быта и мебели, книг и документов 20–50-х годов XIX века.
В 2001 году в доме Чернышевских была открыта новая мемориально-бытовая экспозиция «Н.Г. Чернышевский в Саратове. 1828-1853 гг.», воссоздающая исторически достоверные интерьеры всех комнат дома, с которым связаны детство, отрочество и юность писателя. Действующая историко-литературная экспозиция открыта в марте 1988 года. Архитектурно-художественный проект экспозиции получил Гран-при как лучший проект года. Авторы проекта - художники из Ленинграда Борис Робенко и Вячеслав Глазков.
Всего за эти 90 лет существования музея работало 16 стационарных экспозиций.

- Галина Платоновна, ваше имя неразрывно связано с музеем. Музей и вы - одно целое. Вы помните день, когда впервые сюда пришли?

- Очень хорошо помню. Я работала на телевидении редактором отдела информации и даже не думала менять работу. Но все произошло по странному стечению обстоятельств. Дело в том, что мой начальник по роду своей деятельности был тесно связан с музеем и его директором Ниной Михайловной Чернышевской. И вот как-то раз Нина Михайловна попросила его порекомендовать ей журналиста для работы в музее. Не знаю почему, но выбор пал именно на меня. Как сейчас помню, как я вошла в его кабинет и сказала: «Ефим Осипович! Я про Чернышевского знаю только то, что памятник ему стоит на площади перед Липками!».
Я фаталист и уверена, что быть связанной с Чернышевским мне было предначертано судьбой. Ведь до этого события было в моей жизни еще одно очень странное совпадение. Я училась в Куйбышевском пединституте, и вот на третьем курсе нам предложили выбрать семинар, который впоследствии должен был лечь в основу дипломной работы. Я выбрала тему поэзии Серебряного века. И вдруг староста мне говорит, что записал меня на семинар к Марии Ивановне Рунт, занимавшейся революционерами-демократами. Я была в шоке, а девчонки успокаивали: «Ну какая тебе разница? А Мария Ивановна счастлива будет». И я пошла к ней на семинар, совершенно не предполагая, что это станет делом моей жизни!
Мало того, я пришла в музей 24 июля - в день рождения Николая Гавриловича Чернышевского, абсолютно этого не зная. Был самый обычный день, никто в городе о дне рождения не говорил. Это был последний год, когда день рождения Чернышевского прошел в Саратове незаметно. Со следующего года 24 июля стало городским праздником!

- Представляю, что творилось в 1978 году в день 150-летия писателя!

- О! Город был просто наполнен Чернышевским. Шутили даже, что по радио у нас говорят только об уборке хлеба и о Чернышевском.

- Как же вам, журналисту, удалось так быстро вникнуть в тонкости музейного дела?

- Первое время приходилось очень много читать, набираться фактуры. Я человек очень увлекающийся и расположенный к делу. Мне нравилось в школе, где я работала после вуза, на телевидении, где я проработала 9 лет, и поэтому в музее я тоже нашла много для себя интересного. В 1974 году встал вопрос о создании экспозиции. Знаете, как у нас говорят: построил экспозицию - как ребенка грудью покормил…
Вообще мы брались за все. Ничего еще толком не зная, мы решились на издание книги «Мысли и афоризмы Чернышевского». И мы ее издали!
Работа в музее стала самой интересной вехой в моей жизни. Музей стал моим домом, все, кто здесь работал, - моей семьей.

- Переживаете, что интерес к музею Чернышевского уже не тот, что раньше?

- Я никогда не соглашусь с тем, что интерес к музею ослабевает. Чернышевский это целая эпоха, это страница истории, знать которую должен каждый. Да, конечно, сегодня приходится перестраиваться и искать для наших посетителей какие-то новые подходы. Нужны новые формы, что-то необычное. Например, сейчас мы придумали для школьников программу «Место встречи - «Современник». Имеется в виду журнал, в развитии которого Чернышевский сыграл большую роль. И тут мы предлагаем такие темы, как «Чернышевский и Пушкин», «Чернышевский и Гоголь», «Чернышевский и Некрасов» и так далее.
Для малышей у нас работает «музейный всеобуч». Он пользуется огромной популярностью. Мы работаем с детьми-дошкольниками, которым в игровой форме рассказываем о музее, о его экспонатах. Придите и посмотрите, как радуются дети, когда им разрешают поднять коромысло, потянуть кудель. Это воспринимается ими как чудо!

- Видимо, на тот же эффект - эффект чего-то необычного настроены и ваши программы по привлечению молодоженов.

- Да. Уже становится традицией заехать после загса к нам в музей, чтобы сфотографироваться на фоне старинного интерьера. Большую роль здесь играет желание людей уйти от обыденности. Молодые приходят, садятся в эти шикарные кресла 19-го века, надевают одежду той эпохи… Кроме того, музей - это особая аура. Здесь мы благословляем на благополучную семейную жизнь. Ведь именно в этом доме когда-то зарождалась любовь Ольги Сократовны и Николая Гавриловича, именно здесь проходили первые месяцы их совместной жизни.

- Программы для молодоженов - это и способ хоть как-то подзаработать музею…

- Вы знаете, когда мне говорят, что надо зарабатывать деньги, я обычно отвечаю: «Нет! Мы должны зарабатывать души!». Если мы сумеем привлечь души, мы изменим жизнь.

- Как лично вы оцениваете место Чернышевского в сегодняшнем дне?

- Я уже говорила, что время Чернышевского близко нашей эпохе. Что такое Чернышевский и его время? Все искали преобразования, чтобы улучшить жизнь. Мысли людей того поколения ложились на позитивную почву. Чернышевский был кумиром в молодежной среде. Как тогда говорили, гимназистка считалась последней дурой, если не читала роман «Что делать?». Это великое произведение. И совсем не понятно, почему его сегодня убрали из школьной программы, ведь это роман о любви и революции. Это роман и для тех, кто ищет счастья общественного, и кто нуждается в счастье личном.
Чернышевского называли коноводом юношества, дирижером радикального оркестра.
Когда Чернышевского спрашивали, зачем он поднимает молодое поколение на борьбу, он отвечал: «Чтобы жизнь становилась все лучше и лучше!». А разве сегодняшняя «Молодая гвардия» не задумывается над будущим нашей страны?! Я больше чем уверена, что XXI будет веком Чернышевского.

(Юлия Троць, газета «Саратовская панорама», 20 октября 2010 г.).

 

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации