28 июля 2010 10:35

«Главный критерий – публичность и гласность»

Ожидается, что городской бюджет получит в этом году от арендных платежей за землю порядка 420 млн рублей или на 20% больше, чем в минувшем. Земельный налог принесет в казну около 900 млн рублей. В целом же в бюджет Саратова должно поступить почти 1,5 млрд рублей доходов от управления земельными ресурсами. Об этом, а также о том, как идет процесс оформления земли под спортивными площадками в областном центре, о величине арендной платы за землю в гаражных кооперативах и других актуальных вопросах рассказал председатель комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» Евгений Усков.

– Евгений Иванович, Саратов в минувшем году получил право распоряжаться землей на своей территории, собственность на которую не разграничена. Расскажите об организационной работе, проделанной за это время, и документах, на основании которых комитет сегодня осуществляет свою деятельность.

– Наш город в прошлом году решением Саратовской областной Думы получил право распоряжаться земельными участками, собственность на которые не разграничена, и эти полномочия нами выполняются. Мы приняли всю документальную базу от комитета по управлению имуществом Саратовской области. А это порядка 10 тысяч дел, обработали их, дали ответы заявителям. Наш комитет разработал также ряд документов нормативно-правового характера. В частности, это 4 документа, принятые Саратовской городской Думой. Это Положение о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» для целей, не связанных со строительством; Порядок утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; Положение об использовании земельных участков в границах общего пользования муниципального образования «Город Саратов» и Положение о муниципальном земельном контроле комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов».
В настоящее время мы работаем над регламентами предоставления муниципальных услуг гражданам непосредственно в нашем комитете. Эти регламенты – а их четыре – разработаны и сегодня проходят согласование.

– Что еще удалось сделать за это время?

– Городская администрация пошла навстречу пожеланиям саратовцев и выделила дополнительных сотрудников на прием граждан, который, естественно, увеличился с передачей нам земельных полномочий от области. Мы нашли помещения, отремонтировали их, компьютеризировали, создали необходимые условия для посетителей и сотрудников.

– Большой идет поток заявителей?

– В неделю мы принимаем около 300 граждан по различным вопросам землепользования – оформления земельных участков под дачи, домовладения, для целей, связанных со строительством, и т.д. На сегодняшний день для нас самая актуальная проблема – то, что основной поток заявителей приходится на начало рабочего дня. Из-за этого образуются очереди и т.д. Между тем уже к трем часам дня у нас в комитете максимум пять заявителей. Поэтому, пользуясь случаем, хочу попросить саратовцев использовать и вторую половину дня для обращения к нам по земельным вопросам. Мы принимаем полный рабочий день. В понедельник и среду – по вопросам домовладения и юридических лиц, во вторник и четверг – садоводов.

– А сколько времени занимает рассмотрение документов?

– Нормативный срок, отведенный законом, один месяц.

– Всегда удается уложиться в него?

– Нет.

– Почему?

– В силу ряда причин. Чаще всего из-за неполного пакета документов заявителя. Либо у обратившегося доверенность не заверена у нотариуса, либо нет плана БТИ и т.д. Приходится разъяснять. Хотя на стендах на самых видных местах в комитете имеется вся необходимая информация. Есть бланки для оформления участков – под садоводство, домовладения, для строительства и т.д.

–– А кто самые организованные ваши клиенты?

– Это садоводы. Мы работаем в тесном контакте с союзом садоводов области. Если у них и образуется очередь, то она регулируется самими председателями садоводческих товариществ и областным союзом садоводов. На сегодняшний день в комитет поступило порядка 5 тысяч обращений от садоводов. Все они нами обработаны.

– Какие видимые изменения произошли с момента возвращения городу земельных полномочий?

– Это, безусловно, усиление работы по взысканию задолженности по арендной плате. За 2009–2010 гг. мы подали 130 исков. В ходе предварительных судебных заседаний должники заплатили 7 млн рублей. Остальные суммы будем взыскивать в принудительном порядке по решению суда.

– Кто ваши главные неплательщики?

– В основном это юридические лица, которые отвели земельный участок в 2001–2002 гг. Чаще всего иногородние, из других регионов. В качестве примера могу привести московских застройщиков, которые отвели в Усть-Курдюмском направлении земельный участок и сейчас должны бюджету больше 20 млн рублей. В связи с этим мы инициировали иск, идет судебное разбирательство.

– В Саратове уже началось оформление земель под многоквартирными домами?

– До последнего времени этот вопрос не был так актуален, поэтому им мало занимались. Сегодня руководство Саратова, депутаты городской Думы выделили нашему комитету средства для оформления земельных участков под многоквартирными жилыми домами. Мы разработали соответствующую целевую программу с финансированием в размере 40 млн рублей. Сегодня она уже реализуется. На данный момент освоено около 10 млн рублей. Также размещен муниципальный заказ на оформление земли под 400 жилыми домами на сумму 12 млн рублей. Если говорить в целом, то это около 1,5 тысячи жилых домов с учетом размещенного заказа, где в рамках программы будут оформлены земельные участки в общедолевую собственность и поставлены на кадастровый учет. На оформление всех многоквартирных домов в Саратове (7,5 тысячи) необходимо около 170 млн рублей.

– Горожане интересуются: как рассчитывается арендная плата за землю в гаражном кооперативе и кто имеет льготы?

– В гаражном кооперативе земля оформляется в соответствии с кадастровой стоимостью земельного участка. Берется соответствующий коэффициент, разрешенный вид использования, и указанный коэффициент применяется для соответствующей территории. В гаражном кооперативе для аренды коэффициент 0,2% от кадастровой стоимости. Земельный налог для гаражного кооператива – 0,5% от кадастровой стоимости. Льготы имеют пенсионеры – 50% от суммы оплаты.

– Еще один вопрос от жителя города. Человек оформил земельный участок под автостоянку, заключил договор аренды, зарегистрировал в регпалате. Когда поставили столбы, выяснилось, что фактическая площадь участка меньше той, что указана в документах. Куда ему обратиться, и что необходимо сделать, чтобы ликвидировать несоответствие, указать фактическую площадь и пересчитать арендную плату?

– Очевидно, гражданин обращался в землеустроительную компанию, которая формировала ему землеустроительное дело. Поэтому с вышеназванной проблемой надо обращаться именно к этой компании, выполнявшей указанные виды работ. Если не найдете с ней взаимопонимания, приходите к нам в комитет, разберемся вместе.

– Насколько увеличились поступления в городской бюджет после того, как Саратову были переданы земельные полномочия от области?

– Городской бюджет от аренды земли в текущем году должен получить порядка 420 млн рублей. Это на 20% больше, чем в 2009 году. От налога на землю – 900 млн рублей. То есть в целом в казну поступит почти 1,5 млрд рублей от управления земельными ресурсами. Кроме того, на сегодняшний день у нас в работе 47 исков на сумму 128 млн рублей по должникам, длительное время не платившим арендную плату.

– Как можете охарактеризовать таких арендаторов?

– В основном это граждане или юридические лица, что называется, взявшие землю «про запас» и не использующие ее по назначению. Сейчас мы по заданию главы города Олега Грищенко проводим ревизию земельных участков, отведенных под застройку. Планируем этот процесс завершить до конца года. По итогам ревизии однозначно будем расставаться с недобросовестными арендаторами.

– А сложно изъять такой земельный участок?

– Да. Это судебный спор, и длится он не менее полугода, как правило.

– Олег Грищенко также заявил, что теперь процедура выделения земли в Саратове будет публичной и гласной.

– Такая задача поставлена перед нами городской властью, и мы ее будем выполнять. На данный момент принято решение Саратовской городской Думы о выделении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство с аукциона, для целей, не связанных со строительством (под садоводство и под автостоянки), – тоже с аукциона. И под жилищное строительство, естественно.
На сегодняшний день нами подготовлены семь земельных участков и проектов (по двум завершена работа, по пяти идет согласование) постановлений о проведении аукционов по этим участкам. Задача, которая поставлена перед комитетом, – полностью перейти к выделению участков публично, с аукционов.

– Каков критерий отбора на аукционе?

– В правилах аукционов все прописано... Естественно, главный критерий – это платежеспособность и предлагаемая сумма.

– Еще одна не менее актуальная для города тема – оформление земли под детскими и спортивными площадками.

– На сегодня мы подготовили и поставили на кадастровый учет 20 спортивных площадок и передали городскому управлению по физкультуре и спорту их кадастровые паспорта. В работе – еще 40 земельных участков под спортплощадками. Трудности, с которыми мы сталкиваемся при оформлении – нежелание совладельцев-смежников, в частности, жилых домов, между которыми располагаются эти площадки, согласовывать размещение спортплощадок и передачу их муниципалитету, чтобы город мог содержать данные объекты (при этом сами управляющие компании обслуживать их не в состоянии). Не секрет, что и детские, и спортивные площадки ранее отводились под жилую застройку, поэтому жители опасаются повторения этого. Сегодня я могу ответственно заверить, что данные территории будут использоваться только по их прямому назначению.

– Сколько всего планируется оформить спортплощадок в муниципальную собственность?

– 130 спортплощадок.

– Сколько потребуется для этого времени?

– Думаю, что в течение двух лет мы этот вопрос закроем.

– А как обстоят дела с оформлением земельных участков под детские сады на территории города?

– На данный момент нами подготовлена землеустроительная документация, получены кадастровые паспорта, которые переданы в городской комитет по образованию для дальнейшей работы. Это документы на три детских сада (на четвертый – в стадии завершения). Еще мы оформляем сегодня под детский сад внутридворовую территорию по ул. Луговой. То есть пятый детсад. Наш комитет и в дальнейшем будет изыскивать участки в рамках целевой программы развития ДОУ в Саратове.

– Евгений Иванович, напомните, пожалуйста, телефоны горячих линий в комитете, куда жители Саратова могут обращаться по вопросам землеустройства.

– 27-71-78, 26-59-41 и телефон моей приемной 26-59-52.

– Еще один вопрос, который одинаково волнует как городские власти, так и самих жителей: уже действующие незаконные гаражные кооперативы в Саратове. Можно ли их сегодня как-то узаконить?

– Подтвердить право собственности на гаражные боксы как на строение можно в судебном порядке с помощью имеющихся у граждан договоров аренды и кадастрового паспорта. Затем необходимо прийти в наш комитет, где мы оформим земельный участок. Проблема сложная, но решаемая. На сегодняшний день в Саратове уже 60 гаражных кооперативов имеют оформленные земельные участки и платят арендную плату.

(Влада Светлова, газета «Саратовская панорама» по материалам радиостанции «Эхо Москвы» в Саратове» 28 июля 2010 г.)

 

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации