23 июня 2010 14:52

Мусор может быть прибыльным

Хоть и говорят, чисто там, где не мусорят, все отлично понимают, что чистота и порядок на улицах зависят еще и от того, насколько оперативно и качественно вывозится мусор, который все равно появляется (пусть и на специально отведенных для этого местах).
Обслуживают мусорные контейнеры в Саратове сотрудники МУП «СпецАТХ». И это далеко не единственная их обязанность. Какие задачи сегодня решает предприятие рассказал директор МУП «СпецАТХ» Андрей Андрющенко.

- Андрей Евгеньевич, каковы основные направления работы вашей организации?

- В первую очередь МУП «СпецАТХ» занимается утилизацией и вывозом твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов, жидких бытовых отходов, отходов жизнедеятельности физических и юридических лиц. Все отходы сначала складируются на контейнерных площадках, или, как, к сожалению, принято у многих саратовцев - вблизи контейнерных площадок. После этого техника - мусоровозная, погрузочная, самосвальная - вывозит их для дальнейшей утилизации на городские полигоны.

- Хватает ли в Саратове полигонов для складирования мусора?

- У нас в городе существуют три санкционированных полигона. Первый - самый крупный, перерабатывающий более 1 миллиона кубических метров в год, расположен на Гуселке-2 (Волжский район). Второй находится на 6-м километре Петровского тракта (Ленинский район), третий - на балке Александровского карьера (Заводской район).

- На этих полигонах мусор перерабатывается?

- На сегодняшний момент ни на одном полигоне города Саратова нет переработки. Мусор утилизируется. Как это происходит? Вырывается глиняный котлован глубиной 15 метров. Дно и стены оборудуются глиняным экраном или специальной гидроизоляционной пленкой, делается дренажная система, система скважин для мониторинга грунтовых вод, постконтроля и т.д. Затем котлован на 2 метра заполняется твердыми бытовыми отходами, которые разравниваются и уплотняются. После чего насыпается грунт толщиной 50 сантиметров и начинается четырехкратное укатывание или катками, или тяжелыми бульдозерами. Потом укладываются следующие двухметровый слой ТБО и полуметровый слой грунта. И так, пока котлован не заполнится этими отходами. Когда полигон исчерпывает свой ресурс, там делается саркофаг: 1,5 метра глины, 50 см плодоносного грунта. И уже после этого здесь высаживаются зеленые насаждения.

- Уже не один год в Саратове идет речь о необходимости строительства мусороперерабатывающего завода. Но почему-то дальше слов дело не продвигается. С чем это связано?

- Любой мусоросортировочный завод - это большие инвестиции. Только одно оборудование стоит порядка 130 - 150 миллионов рублей. Плюс установка, подводка коммуникаций. Проектная мощность полигона - 200 тысяч тонн в год, объем финансовых вложений составит 200-280 миллионов рублей. На сегодняшний день «СпецАТХ» имеет проект такого полигона и всю необходимую документацию. Дело за малым - найти денежные средства.

- В бюджете, естественно, таких средств нет и в ближайшее время не будет.

- Вы прекрасно знаете, что городской бюджет дефицитный…

- Но ведь это же прибыльное дело!

- Совершенно верно, прибыльное. Любой мусоросортировочный комплекс поможет городу вздохнуть, избавиться от отходов, на более цивилизованном уровне организовать раздельный сбор и вывоз мусора. А уже те отходы, которые будут отсортированы, переработаны, могут быть использованы на вторичном рынке сырья - их можно будет снова пустить в дело, соответственно, извлечь прибыль. Но какими бы заманчивыми перспективы ни были, городской бюджет этот проект не потянет. Единственно, на кого сейчас можно рассчитывать, это на частного инвестора. И, по моему глубокому убеждению, вести переговоры надо с нашим внутренним инвестором, который знает и ситуацию в городе, и специфику работы в Саратове.

- У вас такие инвесторы есть на примете или нет?

- Есть инвестор, с которым сегодня ведутся устные переговоры. Но человек выразил свою заинтересованность. Даст Бог, все у нас получится, и в конечном итоге Саратов обретет комплекс, который поможет и город убрать, и снизить социальную напряженность, связанную с экологией.

- Андрей Евгеньевич, когда вы описывали ситуацию в городе, вы отметили, что есть мусор, который лежит не в контейнерах, а рядом. Это доставляет большую проблему предприятию?

- Да, проблема существенная. Речь в основном идет не о ТБО, а о крупногабаритных отходах. То есть если на вывоз ТБО ЖСК и управляющие компании еще заключают с нами договора, то вот про необходимость вывозить крупногабаритные отходы все почему-то предпочитают забыть. При том, что по санитарным нормам и правилам любые отходы должны передаваться для дальнейшего хранения, то есть утилизации.

- А что считается крупногабаритным мусором?

- Это то, что образуется в процессе жизнедеятельности человека: старая мебель, сантехника, велосипеды - любой мусор, который по своим габаритам не умещается в стандартные контейнеры 0,75 кубического метра.

- Такой мусор как-то по-особому вывозится?

- Да, он вывозится и другим транспортом, и по другим расценкам. По своим габаритам КГО не помещаются в контейнеры, и, не имея никаких договоров на его вывоз, мы в принципе можем не заниматься им. Но у нас есть задача, поставленная перед нами администрацией города: в Саратове должно быть чисто. И чтобы данную задачу выполнять, мы вывозим этот мусор за свои собственные средства в убыток себе.

- Заключать договора должны же не сами жители, а управляющие компании, жилищно-строительные кооперативы.

- Да.

- Но они же могут и самостоятельно вывозить?

- Совершенно верно. Вывоз крупногабаритного мусора не подлежит лицензированию, и управляющие компании действительно могут вывозить его сами. Для этого необходимо приобрести талоны на утилизацию. Причем не обязательно покупать их у нас. Это можно сделать у любой лицензированной организации, у которой есть свой полигон. Купили талон - и своим транспортом привезли эти отходы.

- Крупногабаритный мусор - это ведь не единственная ваша головная боль.

- Еще одна огромная проблема - это частный сектор. Договоры на вывоз мусора они заключают крайне неохотно. У владельцев частных домовладений нет понимания или желания заключать с нами договоры на вывоз мусора. Принудить их к этому мы тоже не можем, в то же время мусор на общие площадки беззастенчиво выносится всеми. В итоге проблема остается нерешенной. Их мусор мы возим практически бесплатно.
Если до апреля 2010 года деньги на это выделялись из бюджета, то на сегодня такой строки расходов нет. При том, что сама услуга продолжает нами оказываться.

- Когда-то вы говорили, что вопрос осложняется отсутствием механизма оплаты услуги.

- Сейчас есть идея включать оплату вывоза мусора в платежки от Водоканала. На сегодняшний день с Водоканалом все договоренности существуют, разработан проект агентского договора на сбор денежных средств за счет этого предприятия. И тогда схему оплаты вывоза ТБО в частном секторе мы отладим.

- Еще одна тема, которую хотелось бы затронуть, это несанкционированные свалки. Много они вам доставляют хлопот?

- Да, к сожалению, у нас есть две огромные свалки на территории Волжского района. Одна из них - это Маханов овраг (территория парка Победы). Вся эта грязь выходит в Глебучев овраг, а оттуда отходы, стоки попадают в Волгу. Вторая свалка - район Займища, откуда тоже вся грязь попадает прямо на берег Волги. Обращения в правоохранительные органы (и в природоохранную прокуратуру, и в экологические ведомства) от лица директора, от лица предприятия пока результатов не дали.

- А как складывается работа с крупными магазинами, с кафе, которые тоже производят в большом количестве мусор?

- С добросовестными владельцами магазинов, да и любыми коммерческими предприятиями проблем у нас не возникает. Они всегда четко предоставляют нам сведения о количестве сотрудников, объемах торговых площадей, показателях объемов отходов. С помощью этой информации мы складываем норму накопления бытовых отходов и рассчитываем ежемесячную плату за вывоз этого мусора. Но есть и такие, кто укрывают образование отходов, количество сотрудников, занятых в процессе работы, площадь, которую занимают. Искусственно занижают свой объем, то есть оплачивают лишь часть произведенного мусора. К чему это приводит? Мы терпим убытки. Наши мусоровозы должны забирать только оплаченный объем мусора. Но опять-таки я возвращаюсь к тем требованиям, которые ставит перед нами городская власть и которые мы обязаны выполнять: несмотря ни на что, Саратов должен быть чистым и красивым.

- А деньги на технику выделяются бюджетом?

- Сейчас деньги стали выделяться и на обновление автопарка предприятия, и на приобретение новой техники. За счет средств городского бюджета мы приобрели две автомашины, которые вывозят евроконтейнеры.

- А что представляют собой евроконтейнеры?

- Это контейнеры большего объема (1,1 кубометра). Они закрытые, следовательно, в них не могу забраться животные, мусор из них не разносится ветром. Эти контейнеры на колесах, с крышкой, сделаны из оцинкованного железа. У них больше ресурс эксплуатации. Сегодня такие контейнеры установлены в 7 местах города: это нижний ярус Набережной Космонавтов; Бахметьевская, 15; Комсомольская, 46; Первомайская, 6/8; сквер имени Радищева на Театральной площади.

- Для них, видимо, необходимы и специально подготовленные площадки?

- Да, совершенно иные площадки, нежели для простых контейнеров. На площадке должен быть дорожный карман, чтобы машина могла подъехать, склон в сторону проезжей части, площадка должна быть огорожена. За счет средств предприятий мы сейчас установили три такие площадки и еще три планируем.

- В дальнейшем вы собираетесь увеличивать число евроконтейнеров?

- Да, совсем скоро они появятся на Чапаева и Бахметьевской, на Валовой и Лермонтова, на Комсомольской - Челюскинцев. Нам бы очень хотелось, чтобы таких контейнеров было в городе как можно больше. Мы всячески будем лоббировать их установку. Кстати, мы планируем установить и евробункеры. В бункерах собираются не только ТБО, но и КГО. Евробункеры так же закрытого типа, их вместимость от 2 до 8 кубометров, в зависимости от потребности. Такие бункеры у нас уже есть в наличии. Но мы их не устанавливаем, так как ждем прихода техники - «КамАЗа», предусмотренного под евростандарт.

- Насколько это дорогое удовольствие?

- Одна автомашина стоит 4,2 миллионов рублей, один евроконтейнер - 16 тысяч, обычный - 3,5 тысячи. Бункер стоит 34 тысячи, а евробункер - 54 тысячи рублей. Разница, конечно, ощутимая, но для города это даст определенные позитивные плоды в плане благоустройства.
Мы выходили с инициативой в наш профильный комитет - комитет по ЖКХ, чтобы он в свою очередь вышел с инициативой в городскую Думу с предложением по внедрению новой техники, нового оборудования. Все это должно принести пользу нашим жителям и городу, убирать который с новой техникой мы будем быстрее и качественнее.


(Юлия Троць, газета «Саратовская панорама» по материалам радиостанции «Эхо Москвы» в Саратове» 23 июня 2010 г.)
 

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации