18 февраля 2010 13:14

Вячеслав Сомов: «Не надо доходить до абсурда»

За два года службы на посту главы администрации города Вячеслава Сомова не ругал только ленивый. При этом никто из его оппонентов ничем не рисковал, поскольку все прекрасно знают, что город много лет находится в ситуации постоянного бюджетного дефицита. Что по этому поводу думает сам Вячеслав Сомов? Готов ли он менять жизнь города к лучшему или эта мечта неосуществима в принципе, и проще успокоиться, и будь что будет?
О самых наболевших вопросах городского хозяйства, включая пресловутую уборку снега, а также о своем видении будущего города на Волге Вячеслав Сомов рассказал в откровенном интервью «Взгляду».

ЛОПАТА ВЛАСТИ

- Акция с уборкой снега чиновниками администрации и вами лично вызвала у горожан неоднозначную реакцию. Как вам кажется, можно ли личным примером заставить коммунальные службы города работать эффективнее? Как вы могли бы оценить итоги этой акции для города?

- Личный пример нужен не для городских служб, которые в условиях снежной зимы итак работают на пределе возможностей. Личный пример должен взбудоражить сознание людей, которые не работают в администрации. Чтобы они почувствовали себя горожанами, ответственными за то, что происходит в городе. Потому что одна администрация не сможет решить всех проблем, она не придет в каждый двор и не расчистит за дворника детскую площадку или подход к подъезду. Сегодня у администрации нет таких финансовых возможностей, чтобы держать штат коммунальных служб, который накроет весь город и вычистит его, вылижет, вывезет весь снег и мусор. Тем более, в чрезвычайно напряженных условиях этой зимы.

- Но вычищать можно не только лопатами. Есть же техника. Если проблема в ней, то почему город не закупает ее в достаточном объеме? От чьих действий зависит, чтобы закупка техники стала для города приоритетной задачей?

- Закупка техники давно является приоритетной задачей. Вопрос в финансах. В бюджете есть защищенные статьи, а есть прочие расходы. Закупка техники относится к прочим расходам и финансируется по остаточному принципу. По нему же финансируется и ремонт коммуникаций, и замена теплотрасс, хотя все это тоже приоритетные задачи. Но поскольку денег на все не хватает, из приоритетных задач приходится все время постоянно выбирать суперприоритетные, требующие незамедлительного решения. В последние годы у нас была другая ситуация по снегу, вы сами видите, что несколько лет не было таких снегопадов.

- Расслабились?

- Нет. Я не могу сказать, что расслабились, просто переключились на решение других, более срочных проблем. Но даже для работы в штатном режиме техники в городе не хватает на 70 процентов, хотя на протяжении последних двух лет мы выделяем деньги на ее закупку. И в этом году выделенных средств не хватит, чтобы полностью компенсировать недостаток.
Поэтому приоритетом мы сделаем приобретение тяжелых грейдеров - их нехватка критична. Нужна тротуарная техника для того, чтобы компенсировать недостаток дворников, их в городе числится около 2 тысяч человек, и работают они в управляющих компаниях на придомовых территориях. На общегородских тротуарах работать, по сути, некому. Надо организовывать механизированную уборку, а для этого и нужна тротуарная техника. В этом году мы постараемся изыскать средства дополнительно к тому, что заложено в бюджете. А заложено 40 и 30 миллионов - по линии комитета дорожного хозяйства и комитета по ЖКХ. При этом если в этом году, так как и в предыдущем, будет работать федеральная программа по софинансированию приобретения техники, то эта сумма существенно увеличится. Дополнительно, если будет экономия по конкурсам на закупку товаров и услуг для муниципальных нужд, по оплате за ТЭР бюджетных учреждений, постараемся эти средства перераспределить. Дорожная техника, действительно, очень нужна.

- Почему же Лужкову удается справляться со снегопадами? В Москве бригады с техникой готовы к выезду еще накануне снегопада...

- Вы смотрели телевизор? Даже по центральным каналам сплошь критикуют, что снег в Москве парализовал движение. Хотя в Москве уборочной техники в пересчете на площадь убираемых улиц больше в 8 раз. Я уже умалчиваю о несопоставимом качестве и производительности. Конечно, Саратов не Москва. Но для нашей области Саратов тоже столица, мегаполис. Как минимум, с 7 часов утра город наполняется автомобилями со всех въездов. Сегодня каждый четвертый автомобиль на улицах города - транзитный. Приехал и встал на этой самой неочищенной от снега улице. Поэтому если снег заканчивается вечером, коммунальные службы еще успевают очистить к утру магистральные направления, а работают дорожники интенсивно с 22.00 до 5.00 утра. А если снег идет всю ночь часов до 3 - 4 утра, то по магистральным трассам до потока транспорта успевают пройти только комплексные дорожные машины (КДМ) для того, чтобы просто пробить дорогу, чтобы машины могли проехать и разбросать песочно-соляную смесь. Невозможно днем привести улицы в порядок, это делается ночью, когда жители спят. А ночью специально выехать на улицы города, чтобы посмотреть, как работает уборочная техника, не каждый захочет. Поэтому зачастую и сетуют на то, что уборочной техни¬ки в городе не видно. Но если вы зададитесь целью, вы это увидите. Недостаток техники не позволяет в нормативные сроки очистить весь город и особенно отдаленные районы. Поэтому вместо пяти часов приходится работать сутки. При обильном снегопаде - двое, а то и трое. И это делается.

- Я могу привести много примеров, когда снег заканчивается в 8 часов вечера, а утром выезжаешь из дома и не видишь не только следов уборки, но еще и конца пробкам, которые образуются из-за нечищеных дорог. И я вижу, как автобусы не могут подъехать к остановкам, потому что там наледь огромной толщины, которую никто не собирается ликвидировать...

- Вы помните, какие пробки были летом, когда снега, кажется, нет? Так что проблема не только в снеге, но и в перегруженности улиц. На остановках действительно образовываются снежные отвалы. КДМ, когда чистит магистраль, заваливает подход к остановке, а его надо дорабатывать фронтальным погрузчиком, которых у города еще меньше, чем КДМ. Да, этого утром могло не произойти, но зачистка остановок и пешеходных переходов постоянно ведется.

- И все же, наверное, неслучайно Саратов стабильно входит во всевозможные рейтинги как один из самых грязных и неблагоустроенных городов в стране. Какую часть ответственности за эту проблему должны нести власти областного уровня?

- Что это - официальная или все-таки неофициальная оценка? По каким критериям город оценивается? Или это просто заезжий артист взял и ни с того ни с сего сказал, что Саратов... не очень чистый город? Но это может быть его частное мнение, хотя слышать его обидно любому горожанину, а главе администрации тем более. Есть закон Саратовской области «Об административном центре». И Саратов, являясь лицом губернии, должен областью финансироваться по-другому. Тогда у нас будет больше возможностей для уборки и больше оснований считать, что город нельзя упрекнуть в лидерстве среди самых неблагополучных городов по экологии и чистоте.

ЛОББИСТЫ ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

- К вопросу о финансировании. Трудно припомнить хотя бы один год, когда руководители города оценили бы бюджет города как достаточный для решения всех насущных проблем. Как в этом свете выглядит бюджет на 2010-й год? Это продолжение негативных традиций или есть положительные сдвиги?

- Доходы бюджета на 2010 год несколько выше уточненного бюджета 2009-го. Однако если его сравнивать с начальным бюджетом прошлого года, то, конечно, есть снижение. И виной тому экономический кризис. В этих условиях и расходная часть формировалась исходя из стратегии жесткой экономии. Начали, конечно, с себя - в прошлом году расходы на содержание администрации мы сократили на 20% и в этом году еще планируем сократить, так как сейчас заканчиваем работу над новой структурой администрации.
Одновременно работаем над теми доходными источниками, которые опосредованно или напрямую зависят от муниципалитета. По большинству из них в прошлом году отмечался рост поступлений или как минимум не снижение, несмотря на кризис. Я имею в виду, прежде всего, земельный налог, единый налог на вмененный доход. В условиях резкого падения спроса на недвижимость, вызванного кризисным безденежьем, прогнозный план приватизации все же выполнен на62%, тогда как областной план реализован всего на 13%.
Помимо собственных доходов, местный бюджет состоит еще из целевых субсидий и субвенций, поступающих из области или федерального центра. Но эти средства, еще раз подчеркну, целевые, и их нельзя передвинуть и направить на другие статьи.
Понятно, что денег много не бывает, но для бюджета Саратова, мы его условно считаем миллионным городом, от 15 до 20 миллиардов надо бы иметь вместо 10 нынешних. Именно такие бюджеты у городов-миллионников: например, у Перми - 22 миллиарда, Нижнего Новгорода - 18, Самары -13.

- А может ли город сам каким-то образом влиять на пополнение бюджета? Или все зависит исключительно от хороших взаимоотношений с областными властями? И как депутаты областной думы от города - Писной, Синичкин, Водяненко, Исаев - помогают в улучшении этих отношений?

- Они помогают, но в областной думе много депутатов от других муниципальных образований области. И каждому из них хочется сделать для своего района что-то хорошее. Тем более, что проблем везде предостаточно. Однако когда в прошлом году случилась авария на «Водоканале», областные депутаты поддержали просьбу города и выделили 70 миллионов на восстановление насосной станции.
Что касается влияния на бюджет. Во многом все зависит не столько от отношений, сколько от финансовых возможностей субъекта. Пополнение доходной части городского бюджета в долгосрочной перспективе зависит от того, как будет развиваться экономический потенциал, в том числе и сельских районов области. Город не должен быть практически единственным донором в регионе. Хотя возможности нашего региона невелики, я считаю, что область могла бы уделять Саратову больше внимания. Ведь знакомство с областью начинается с областного центра, и федеральные власти судят о регионе во многом по состоянию областного центра. Самолет приземляется - он приземляется в Саратове, а не, скажем, в Ивантеевке. И гости видят состояние города и делают выводы об области в целом.

- Могут ли лоббисты интересов города (депутаты разных уровней, включая депутатов Государственной думы) сделать так, чтобы конкретные налоги могли бы оставаться у города, а не уходить в федеральный центр? Законодательство РФ это позволяет?

- Сегодня существует объективная необходимость предоставления регионам большей финансовой самостоятельности. Аналогичный процесс должен идти и в отношении муниципалитетов. В частности, в ряде регионов транспортный налог передан с областного уровня на местный. И я согласен с депутатом Госдумы Вячеславом Володиным, что если этот налог полностью передать в муниципалитеты, то город Саратов мог бы иметь постоянный источник для ежегодного ремонта и строительства новых дорог. Но областная власть пока не спешит решить этот вопрос в пользу города. Пока нам от этого налога достается только 25% суммы, собираемой на территории города, на 2010 год это порядка 100 млн. рублей. Помимо этого, можно передать Саратову и налог на имущество юридических лиц, как это сделано в ряде других регионов России.

- В новейшей истории области есть пример наиболее резкого противостояния областной и городской власти, во времена Аяцкова и Аксененко. Если отталкиваться от той ситуации, как наиболее радикальной, как мож¬но оценить нынешние отношения между городом и областью?

- Я не считаю, что сегодня есть противостояние. Преодолевать по сути нечего, хочется просто большего понимания и осознания проблем города. Потому что, как вы правильно заметили, город из года в год недофинансируется, а значит, проблемы решаются не все, они копятся, и для того чтобы их решить, надо усилий приложить гораздо больше, чем при условии планомерного развития. На ранней стадии диагностики болезнь лечится легче, чем запущенное заболевание.

ОТВЕТСТВЕННОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

- Критики городской власти утверждают, что возвращение городу прав распоряжаться землей не сделало процесс оформления земельных участков проще. Как скоро можно надеяться, что долгожданный принцип «одного окна» и другие механизмы, наконец, заработают?

- Сроки оформления земельных участков реально уменьшились. Это несмотря на то, что нам до сих пор приходят документы, которые люди начинали оформлять еще в областном комитете по управлению имуществом. Законодательство изменилось, и их приходится по-новому переоформлять. Сейчас мы готовим реорганизацию структуры администрации и планируем еще уменьшить сроки оформления за счет принципа «одного окна». Он заработает, когда городская дума примет решение и утвердит новую структуру администрации. Ранее в отводе земельного участка участвовали два комитета: по земельным ресурсам и по архитектуре и градостроительству. Сейчас этот процесс будет совершаться в одном объединенном комитете. Этот комитет будет тем органом, который будет и принимать решения в рамках своих полномочий, и готовить Проекты постановления главы администрации в вопросах земельных отношений. Комитет по архитектуре останется, но часть его функций, связанных с земельными отношениями и Генпланом, уйдут в объединенный комитет.

- Этого достаточно, чтобы сделать процесс эффективнее, или нужно, чтобы заработали еще и другие механизмы?

- Они уже работают. У нас практически нет очередей. Просматривая прессу, вы видите, что нет серьезных жалоб и нареканий. И нет волокиты. Приведу еще один факт. Мы мониторим ситуацию в Регистрационной палате и видим, что объем ежедневных регистраций по земельным отношениям возрос в 2-2,5 раза по сравнению с тем временем, когда этими вопросами занимался областной комитет. Причем речь идет о тех документах, которые изначально оформлялись в городском комитете.

- А по нашим данным, все как раз наоборот - есть и волокита, и очереди...

- Когда очередей нет совсем, это значит, что либо вообще ничего не делается, либо у людей вопросов не возникает. Вопрос не в существовании очередей, а в другом: через сколько часов они рассасываются? Я сам специально обращал на это внимание. Когда я вечером приходил в земельный комитет, то уже никакой очереди не наблюдал. И мы не боремся искусственно с очередями путем введения административных ограничений.
К сведению критиков: право распоряжаться землей к городу окончательно перешло в конце октября. До Нового года оставалось два месяца, и нужно было весь этот вал документов принять, отсортировать, сформировать дела. Чтобы потом граждане не говорили, что мы потеряли их документы. Но если бы вы видели, каким образом дела нам передавались из областного комитета по управлению имуществом! Скажу честно, проблемы были. Акты приема-передачи составлялись на ходу и по нашей инициативе, потому что мы были в этом сильно заинтересованы.
А уже через две недели начали появляться негативные публикации о том, что люди от передачи функций ничего не получили. Но, то были трудности переходного периода. Давайте поедем и посмотрим, как сейчас все организовано - нормально.

- В последнее время много говорят о проблеме незаконных торговых павильонов и ларьков. Будет ли эта проблема решена?

- Бороться с этим явлением нам стало значительно легче, после того как право распоряжения землей перешло к нам. Там, где выясняется, что земля под ларек не отведена, мы подаем исковые заявления в суд, выигрываем, решение вступает в законную силу и исполнительный лист передается в службу судебных приставов.
На сегодняшний день в судах находятся 324 исковых заявления. Уже имеется 258 положительных решений, из них более 140 вступили в законную силу. И все это мы сделали буквально за последние полгода. А всего объектов незаконной торговли в городе около 900. На следующий год у нас согласован с прокуратурой график проверок в рамках земельного контроля еще на 630 участков. И вы обратите внимание, какой вал идет судебных решений по сносу незаконных ларьков. Чтобы судебные приставы оперативно исполняли свои функции, администрация использует свои возможности для координации этой деятельности. Мы привлекаем и людей, и технику для того, чтобы грамотно описать содержимое ларька, отправить его на ответхранение на склад, погрузить ларек и также отправить его на ответхранение, где он будет находиться до тех пор, пока владелец его не заберет. Схема эффективная, она сегодня работает.
Занимаясь ликвидацией незаконных ларьков, мы рассчитываем и на то, что некоторые физические и юридические лица будут сами ликвидироваться, не дожидаясь, кода их фамилии или названия фирм будут фигурировать в СМИ. И такие случаи уже перестали быть единичными. Мы надеемся, что, проводя акции по сносу ларьков с привлечением СМИ, предостережем потенциальных «бизнесменов» от неэффективного вложения средств.

УПРАВЛЕНИЕ В ОСОБОМ РЕЖИМЕ

- В ряде регионов РФ разделение полномочий между главой города и главой администрации существует не первый год. Для нас же эта модель во многом еще в новинку. Как долго продлится процесс привыкания? Какие еще возможности 131-го ФЗ в нашем городе пока не использованы?

- В таком разделении есть свои плюсы, есть минусы. Понятно, что когда власть находится в одних руках, управлять городским хозяйством проще. Разделение властей делает работу прозрачнее, открытее. Главное, не дойти в этой открытости до абсурда. Через год выборы в городскую думу, когда население города даст оценку совместной работы администрации города и депутатского корпуса. Подчеркиваю, совместной. Горожане особо не будут разбирать, кто в этой паре за какой участок работы отвечал. Критерий оценки будет один - решены проблемы жителей или нет. И в этом вопросе потенциал для более плотной совместной работы администрации и депутатского корпуса еще есть. Что же касается нереализованных возможностей, то проблема скорее не в этом, а в том, что широкие полномочия муниципалитета не всегда подкреплены соответствующим инструментарием. К примеру, в федеральных законах не предусмотрена ответственность управляющих компаний перед местными органами власти. Но помогать горожанам в их отношениях с управляющими компаниями приходится, потому что когда жильцы не могут справиться с УК, они сразу начинают апеллировать к администрации: а есть ли у нас власть?
В Саратове действительно много УК, которые, мягко говоря, недобросовестно относятся к исполнению своих обязанностей. Собирают с жильцов деньги, не очень задумываясь над тем, какие функции они должны выполнять. И здесь, несмотря на то, что мы не состоим в прямых отношениях с жителями, власть обязана этот процесс координировать и находить пути решения. И один из вариантов - создавать саморегулируемые организации в сфере ЖКХ, как это сделали в строительной сфере и активнее привлекать граждан к управлению жилищным фондом.

- Если говорить об экс-мэре Аксененко и его наследии, насколько оно «работает» с точки зрения привычек муниципальных служащих, стиля их работы? Удается перестроить людей?

- Более десяти лет я проработал в газовой отрасли. Когда пришел сюда, столкнулся с такими чиновничьими настроениями, что все течет, все изменяется. Был один руководитель, пришел новый, после него придет еще один, и надо работать так, чтобы сохранить свое положение при всех руководителях. При таком подходе к работе от человека невозможно требовать прорыва и даже просто стабильного качественного выполнения должностных обязанностей. От многих людей с таким настроением мне удалось избавиться.

- Сейчас вы довольны своей командой? У вас есть люди, на которых вы всегда можете положиться?

- За время работы мне удалось привлечь на работу в администрацию много новых достаточно эффективных людей, но при этом как жители Саратова еще долго будут недовольны городской властью, так и я не буду доволен работой своих подчиненных.

- Критика городской власти идет со всех сторон, и это вполне понятно: судить со стороны всегда легче. А каковы острые вопросы, которые вы видите изнутри и намерены решать?

- Коммунальные проблемы. Конечно, само по себе решение этих проблем город в социально-экономическом плане не продвинет, не поставит на принципиально другую ступень развития. Мы, может, не войдем в число городов, инвестиционно самых привлекательных. Но коммунальные проблемы - это те проблемы, которые реально и ежедневно мешают людям жить. Их решение властью все время откладывалось, но сейчас уже дошли до критической точки.
Конечно, коммуналка - не единственная задача городской власти, но, не отладив эту сферу, невозможно двигаться вперед.

СИСТЕМА И ЖИВОПИСЬ

- Если можно, несколько вопросов личного характера. Расскажите, как вы познакомились с женой?

- Познакомились мы уже давно и, как это часто бывает, случайно. Через общих друзей попали в одну компанию. Помню, был молодежный вечер, посвященный 8 Марта. Познакомились, поженились. Скоро исполнится 21 год, как мы вместе.

- Как ваши домочадцы отнеслись к вашему назначению на должность главы администрации, отговаривали вас? И как сейчас реагируют, что говорят?

- Радости не испытали. Наверное, понимали, что проблемы города независимо оттого, сколько лет они наживались, все равно будут обращены на меня. Предполагали, что вряд ли меня будут хвалить, и переживали. Но мой принцип жизни - ни о чем не жалеть. У них тоже.

- Что в культурной жизни города вас привлекает? Как проводите свободное время?

- Свободного времени очень мало, остается по сути одно воскресенье, и его хочется потратить на то, чтобы побыть с семьей, и по возможности уделить внимание своему хобби. Я люблю посещать художественные выставки, но в последнее время все реже и реже это удается. В этом году еще ни разу не был. Вот у меня лежит приглашение на выставку Вячеслава Зотова. Я знал его лично, мне очень нравятся его работы.

- А как появился интерес к живописи?

- Еще со школьных времен. Участвовал в конкурсе стенгазет, входил в состав редколлегии. Конечно, я туда статьи такие не мог писать, как вы сейчас. Это были обычные школьные заметки о том, как наш класс победил в соревнованиях по футболу или добился лучших показателей в учебе. И эти заметки мы художественно оформляли. К сожалению, дальнейшего развития это не получило, но любовь к рисованию, живописи осталась. Мне очень нравится саратовская школа художников, она считается одной из самых известных в стране.

- Насколько реальная работа сити-менеджера совпала с вашими ожиданиями от должности?

- Работа в администрации, конечно, отличается от работы на крупном предприятии. На предприятии легче достичь цели и быстрее можно ощутить результат. В городе проблемы имеют такой характер, что их за один год не решить, а стало быть, и получение конечного результата может затянуться на годы.

- Насколько эффективность управленца на этом посту зависит от личности и насколько от системы, которая сложилась к его приходу?

- Зависит и оттого, и от другого. В зависимости от личных качеств и приоритетов можно изменить и систему.

- Ваши качества позволяют менять систему?

- Я ее меняю.


(Елена Балаян, газета «Взгляд», 18 февраля 2010 г.)
 

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации