26 августа 2009 11:53

«В этом году в Саратове ремонтируются не только школы, но и детские сады и даже учреждения дополнительного образования»

В преддверии нового учебного года корреспондент «Саратовской панорамы» пообщался с председателем городского комитета по образованию Мариной Епифановой

- Марина Анатольевна, сфера образования Саратова включает в себя большое количество как школьных, так и дошкольных учреждений, многим из которых не один десяток лет. Какие меры принимаются сегодня для их поддержания?

- Вот уже в течение четырех лет школы получают значительные средства на ремонт. И если в 2006 году впервые за 20 лет для ремонта школ было выделено 111 млн. рублей, то в этом году эта сумма в 2 раза больше, и ремонтируем мы не только школы, но и детские сады и даже учреждения дополнительного образования.
В этом году на выполнение ремонтных работ выделены средства в сумме 183,6 млн. рублей, в том числе:
- 104 млн. рублей на ремонт 109 школ и учреждений дополнительного образования детей;
- 79,7 млн. рублей на ремонт 112 ДОУ в рамках реализации мероприятий муниципальной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в городе Саратове на 2007-2009 годы».

- Эти суммы рассчитаны на косметический ремонт?

- Нет. Стабильность финансирования позволяет перейти от латания дыр к разработке перспективного планирования ремонта, начиная с комплексного инженерно-технического обследования состояния зданий, проектирования и только потом выполнения ремонтно-строительных работ в соответствии с квалифицированными рекомендациями и с учетом требований к технической, пожарной и электробезопасности.

- Какие работы были выполнены в этом году?

- Выделенные в этом средства позволили решить важных и неотложных проблем, сложившихся в результате многолетнего недофинансирования. Это в первую очередь ремонт кровель и перекрытий, систем водоотведения и водоснабжения, систем отопления, электроснабжения и вентиляции.
Благодаря выделенным средствам, своевременной и качественной работе огромного числа людей заметно похорошело лицо саратовских школ. Меняются год от года школы и внутри. Капитально отремонтированы жизненно необходимые, большие по объему и требующие больших затрат помещения актовых и спортивных залов, столовых и пищеблоков, туалетов. А в прошлом году город получил новый красивый корпус лицея гуманитарных наук на Большой Садовой с просторными современно оборудованными классами и спортивным залом.
Городское образование раньше не могло мечтать о школьных физкультурно-оздоровительных комплексах с бассейнами, но в прошлом году было начато строительство сразу двух ФОКов к школам №№ 97 и 89. А в этом году один из блоков пристройки в школе № 89 готовится к сдаче в эксплуатацию. В этом же году мы надеемся завершить строительство многострадальной пристройки к школе № 12 Волжского района.
Софинансирование затрат из областного и городского бюджетов позволит открыть двери здания обновленной школы 1 сентября. В текущем году приступили к долгожданному ремонту и реставрации здания Дворца творчества детей и молодежи - одного из красивейших зданий в центре города, создающих его неповторимый облик.

- В современном образовании уже укоренился такой термин, как ЕГЭ. И в этом году он проводился не в качестве эксперимента. Каковы его результаты по Саратову?

- В соответствии с действующим законодательством на органы МСУ и образовательные учреждения была возложена полная ответственность за создание условий, необходимых для проведения ЕГЭ. Общее количество участников ЕГЭ составило 6 265 человек.
Два обязательных предмета - русский язык и математику - сдавали у нас все выпускники. По результатам экзаменов по этим предметам выпускники получали или не получали право на аттестат зрелости.
Результаты обязательных экзаменов следующие. По итогам основных дней средний балл по русскому языку составил 59,24 (по России - 56,4; по области - 56, 22; 2008 – 59,10), по математике – 41,87 (по России – 42,9; по области – 38,38). Такие показатели подтверждают хороший уровень саратовского образования, ведь опыта участия в ЕГЭ по математике до этого года мы не имели, а результат получили вполне достойный.
Не подтвердили свое право получить аттестат зрелости 2,8% выпускников, 158 человек, из них оба предмета не сдал 81 человек, только русский язык – 14 человек, только математику – 63 человека.
По сравнению с прошлым годом на 29 процентов увеличилось число дневных ОУ города, достигших 100 – процентного показателя успеваемости по русскому языку. В 81 учреждении (79 процентов) все выпускники достигли минимального порога (2008 - 52 ОУ, 50 процентов).
Число школ города, достигших 100-процентного показателя успеваемости по математике, составило 67 (63 процента).
Кроме обязательных экзаменов выпускники 11-х классов сдавали экзамены и по предметам выбора. Напомню, что результаты этих экзаменов не влияли на решение о выдаче аттестата, а нужны были выпускникам для того, чтобы продолжить обучение в вузах или учреждениях среднего профессионального образования.
В результате аттестаты о среднем образовании получило 97 процентов выпускников.
Безусловно, оставшиеся 3 процента - это, наверное, не катастрофический показатель, особенно, если учитывать среднероссийские показатели. Но мы не можем не понимать, что за этими процентами стоят конкретные дети. На сегодняшний день все они трудоустроены. Но убеждена, что вина за сложившуюся ситуацию, прежде всего, лежит на школах, педагогические советы которых допустили этих детей к итоговой аттестации, а значит, дали гарантию, что минимальный порог они преодолеют. Поэтому органам управления образования нужно жестче осуществлять контроль за ходом подготовки к итоговой аттестации.
Достойные результаты ЕГЭ в нашем городе не случайны. Три года назад нами было принято очень верное управленческое решение - участие в апробации независимых форм государственной (итоговой) аттестации учащихся 11-х классов. Она проводилась в независимой форме. Все экзамены школьники сдавали в письменной форме, причем по шести предметам (информатика, история, литература, ОБЖ, физическая культура, иностранный язык) – впервые.
При проведении письменных экзаменов были использованы новые контрольно – измерительные материалы, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, СарИПКиПРО.
По результатам основных дней 74 процента учеников получили на экзаменах оценки 4 и 5, неудовлетворительные оценки получили 2 процента. Трех двоек на экзаменах не получил никто. Всем получившим неудовлетворительные оценки была предоставлена возможность пересдать экзамен.
Без аттестатов об основном общем образовании осталось в этом году 57 человек.

- Эффективна ли, на ваш взгляд, практика независимой итоговой аттестации учащихся?

- Практика показала, что введение независимых форм контроля влияет на конечный результат учебного процесса в каждой школе. И чем раньше проводится такой контроль, тем лучше дальнейшие результаты обучения. Поэтому в этом году, впервые в рамках построения региональной системы оценки качества образования, среди учащихся уже 4-х классов проводились мониторинговые исследования уровня обученности по четырём предметам.
Хочется отметить, что высказываемый многими тезис о снижении качества образования, не подтвердился результатами ЕГЭ. Усиление требований качества образования – это не изобретение чиновника, это требование жизни. И качество этого образования не подверглось сомнению по результатам ЕГЭ. Вместе с тем произошло ранжирование школ по результатам обучения. Выявились сильные и слабые школы. У родителей, основных заказчиков образовательной услуги, появилась возможность при выборе школы руководствоваться результатами независимой аттестации. А для учредителей, руководителей школ - объективный материал для принятия управленческих решений.

- Говоря о развитии современного образования, нельзя не сказать о комплексном проекте модернизации системы образования (КПМО). Каково его действие в Саратове?

- Одним из основных шагов в построении современной муниципальной системы образования стало наше участие в Комплексном проекте модернизации отрасли. Именно с него начались системные изменения.
Были введены новые системы оплаты труда, которые коренным образом отличаются от сложившегося десятилетиями подхода. Принятые решения позволили дифференцировать заработную плату педагога в зависимости от квалификации, сложности, интенсивности и качественных показателей результатов труда.

- Как повлияло введение но¬вых систем оплаты труда (НСОТ) на зарплаты педагогов?

- В результате введения НСОТ произошел рост номинального значения их средней заработной платы. По сравнению с прошлым годом размер средней зарплаты по отрасли возрос почти в полтора раза и составляет на сегодняшний день более десяти тысяч рублей (10 803 рубля), что соответствует среднему размеру зарплаты в учреждениях образования по Саратовской области.
Значительно возросла заработная плата учителей, сегодня она составляет в среднем по городу около двенадцати тысяч рублей (11 875 рублей).
Почти в полтора раза повысилась заработная плата работников детских садов и учреждений дополнительного образования. На сегодня средний размер заработной платы там составляет около шести тысяч рублей (5 832 рубля.). Но мы понимаем, что этого ой как мало!
Третий год учреждения города Саратова получают средства на заработную плату и учебные расходы, исходя из нормативного финансирования, напрямую зависящего от количества учащихся.
Теперь фонд оплаты труда учреждения находится в прямой зависимости от числа обучающихся, и такая зависимость позволила создать здоровую конкуренцию между школами с целью привлечения большего количества учеников.

- Улучшилась ли в свете реализации КПМО материально - техническая база образовательных учреждений?

- Да, значительные средства, предусмотренные в нормативе на учебные расходы, позволили улучшить материально-техническую базу школ, укомплектовать их учебниками, учебными пособиями и оборудованием. На сегодняшний день на эти цели израсходовано 54 млн. 910 тыс. рублей.
Участие школ города в реализации КПМО дало возможность оснастить образовательные учреждения, на базе которых функционируют 33 ресурсных центра, оборудованием для 116 учебных кабинетов, 8 спортзалов, 32 медкабинетов, 14 пищеблоков. Поставлено 58 интерактивных досок, 4 школьных автобуса.
Конечно, рано говорить о том, что все наши школы отвечают современным требованиям, но определенные шаги в этом направлении уже сделаны.

- Немалое внимание в этом году уделялось летней оздоровительной кампании, каковы итоги этой работы на сегодняшний день?

- В текущем году различными формами организованного досуга было охвачено 63 760 ребят, что составило 97,3 процента от общего числа детей и подростков, проживающих на территории города.
Проведена серьезная работа по подготовке к открытию в июне текущего года лагерей с дневным пребыванием детей на базе школ. С 1 по 30 июня на базе 105 учреждений образования работали лагеря с дневным пребыванием и питанием (площадки), которые посещали 7 182 школьника. На базе 70 подростковых клубов функционировали досуговые лагеря (без питания) для 13 625 детей и подростков города. Досуговые лагеря работали в течение всего летнего периода согласно графику.
4 030 детей посетили в июне бассейны города, 1 504 - прошли курс оздоровительных процедур на базе городских поликлиник.
На базе детских оздоровительных центров отдохнули:
- в о/л «Дубки», «Сокол» - дети-сироты, воспитанники школ - интернатов и детских домов Саратовской области;
- в ДООЦ «Солнышко», «Романтик», «Олимпиец» - юные спортсмены;
- в о/л «Солнечный» прошли православные смены, которые организовала Саратовская епархия.

(Алексей Иванов, газета «Саратовская панорама», 26 августа 2009 г.).

 

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации