10 марта 2009 10:36

Михаил Дедов: «Общий процент сбора платежей за ЖКУ в городе не упал»

В числе негативных последствий, которым может обернуться кризис, называют резкое падение собираемости платежей за ЖКУ. Насколько реальна эта ситуация, а также, какие преобразования ждут "ЕРКЦ Саратова" ИА "СарБК" попросило рассказать директора этого муниципального предприятия Михаила Дедова.

- Отразился ли кризис на собираемости платежей за ЖКУ? Увеличилось ли количество должников?

- На собираемости платежей кризис не отразился никак, даже учитывая, что в отопительный сезон население оплачивает услугу "отопление" по более высоким тарифам, и с 1 января 2009 года тарифы на коммунальные услуги выросли на 20 - 23%, общий процент сбора платежей за ЖКУ в городе не упал.
Ежемесячно населением погашаются старые долги за ЖКУ приблизительно по 400 000 рублей, в то время как общая сумма задолженности увеличивается. Но растет она у тех, кто как не платил за "коммуналку", так и не платит.

- Как МУП "ЕРКЦ Саратова" намерен бороться с должниками?

- МУП "ЕРКЦ Саратова" всегда вел работу с должниками, выпускал специальные долговые платежные документы. Однако сейчас складывается отдельное направление работы с неплательщиками, в структуре предприятия формируется целый отдел, который целенаправленно будет заниматься только взысканием долгов с граждан. Традиционно Единый расчетно-кассовый центр занимался выпуском долговых платежных документов. Мы выпускаем их предупреждающего красного цвета. Однако текущая ситуация с задолженностью населения в городе критическая, поэтому перед МУП "ЕРКЦ Саратова" администрацией города была поставлена задача - вести комплексную программу взыскания долгов. Одними квитанциями в этом случае не обойдемся, мы ведем полноценную планомерную работу с населением по возвращению долгов.

- Почему именно МУП "ЕРКЦ Саратова" стал коллекторским агентом для управляющих организаций?

- Конечно, сейчас в Саратове есть специальные коллекторские агентства, которые занимаются сбором долгов. Но их услугами пользуются в основном банки. И у этих компаний нет достаточного опыта по взысканию задолженности в отрасли ЖКХ, нет знания специфики работы предприятий, и что самое главное - нет истории платежей должников. Мы же несем ответственность за действия своих сотрудников и отчитываемся за работу перед городскими властями. А вот что делают коллекторские агентства - известно только им.

- Насколько реально сделать по-настоящему единый платежный документ и включить в него все услуги, включая газ, телефон, Интернет, кабельное ТВ, домофон и прочее

- Это абсолютно реальная задача. И перед нами стоит задача включения новых видов платежей для населения. Программа развития МУП "ЕРКЦ Саратова" предусматривает также диверсификацию платежей, возможность расширения видов платежей в платежном документе и оплаты большего количества платежей через сеть мест оплаты.
В программу развития мы включили работу с банками, телекоммуникационными компаниями для того, чтобы внести в единый платежный документ строчки за оплату телефонной связи, интернета а также других видов услуг. По поводу вопроса о включении строчки оплаты за газ: мы всегда настаивали на том, чтобы в платежные документы МУП "ЕРКЦ Саратова" была включена строка "газоснабжение". Не соглашается на это "Саратовская газовая компания". Но это вопрос бизнеса: для Саратовской газовой компании выгодно самостоятельно выпускать платежные документы, рассчитывать газоснабжение, поскольку на предприятии установлен свой расчетный центр и работает собственная абонентская служба. Однозначно и для Саратовской газовой компании и для нас было удобно, если бы ЕРКЦ обслуживал все районы города, поскольку платежные документы за газ получают все жители Саратова. Пока что между нами было достигнуто паритетное соглашение о том, чтобы платежные документы Саратовской газовой компании принимались в пунктах приема населения Единого расчетно-кассового центра.

- Возможно ли охватить услугами МУП "ЕРКЦ Саратова" жильцов всех районов?

- В том, чтобы услугами МУП "ЕРКЦ Саратова" были охвачены все районы города, заинтересованы все стороны: прежде всего сами жители и городская администрация. Жители будут уверены, что МУП "ЕРКЦ Саратова", как государственная организация, не допустит внесения в платежный документ не соответствующих закону сборов и платежей, а городская администрация сможет обеспечить контроль за движением денежных средств и оборотом коммунальных платежей. Ведь большинство управляющих компаний имеют статус "ООО" и уставной капитал в размере 10 000 рублей и в случае несостоятельности, по долгам отвечают только своим уставным капиталом. В случаях, когда управляющие компании ведут расчетно-кассовое обслуживание самостоятельно, их деятельность неподотчетна и непрозрачна для городской администрации. Какая тут может быть гарантия, что в случае банкротства управляющей компании, денежные средства населения будут перечислены поставщикам услуг? Вопрос открытый. Мы рассматриваем выход Центра в другие районы города: во Фрунзенский и Кировский. У нас сейчас проводятся переговоры с рядом ТСЖ, ЖСК этих районов, ведется работа по привлечению организаций, управляющих новостройками, к сотрудничеству.

- Как центр собирается оптимизировать свою работу в кризис?

- Мы будем задействовать некоторых наших специалистов, в частности специалистов абонентской службы для другой работы. У многих из наших людей есть огромный опыт работы с людьми. И он очень ценен, например, для коллекторской работы и для привлечения к сотрудничеству управляющих организаций.
В частности, в рамках работ по взысканию с населения задолженности специалисты МУП "ЕРКЦ Саратова" будут ходить по квартирам должников вместе с сотрудниками управляющих компаний: ТСЖ, ЖСК, ДЕЗов и предлагать заключить договор реструктуризации по погашению задолженности перед конкретной УК. Сейчас у нас обсуждается вопрос о том, чтобы в каждом районе города открыть полноценные абонентские центры для населения, в которых наши специалисты будут вести консультационную работу. Независимо от того, как будет решен вопрос с помещениями пунктов, количество мест оплаты сокращаться не будет.

- Есть ли судебные дела по злостным неплательщикам? Какова в Саратове рекордная сумма задолженности за ЖКУ?

- Иски в суд на должников направляют управляющие организации, поскольку во взыскании задолженности с населения заинтересованы именно они. В свою очередь МУП "ЕРКЦ Саратова" также направит иски на первых должников в марте - их будет около 50, дальше будет вестись плановая работа по подготовке исков в суд на неплательщиков.
Вообще по нашим данным за 2008 год на территории МУ ДЕЗ по Волжскому району за услуги ЖКХ предприятием было собрано долгов на сумму 5,9 млн. рублей, общее число граждан, которые так или иначе начали погашать задолженность, составило 3 356 человек. По Ленинскому району МУП "ЕРКЦ Саратова" было собрано задолженности на сумму 11, 5 млн. рублей, общее число граждан, погашающих долг, составило 7 828 человек. Сейчас по зоне управления МУ ДЕЗ по Волжскому району насчитывается 7 928 должников, общая сумма задолженности - 33 673 839 руб. 52 коп. По зоне управления МУ ДЕЗ по Ленинскому району неплательщиков 12 021 человек, их общая сумма задолженности - 68 249 973 руб. 09 коп.

- Для чего МУП "ЕРКЦ Саратова" будет преобразован?

- Предполагается, что Центр до 2012 года будет реорганизован. Один из возможных путей реорганизации предприятия - преобразование его в акционерное общество в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Но это не значит окончательно, что МУП "ЕРКЦ Саратова" получит форму открытого акционерного общества. О том, в какой форме - городская администрация ждет конкретных предложений от нас. Один из вариантов преобразования - акционерное общество. Если реорганизация пойдет по такому пути - предприятие будет приватизировано со 100 % долей акций муниципалитета. Есть еще и другие варианты реорганизации. Для того, чтобы найти оптимальную схему мы изучаем опыт наших коллег в других городах. У нас перед глазами есть два примера, на которые имеет смысл ориентироваться - это "Объединенная Расчетная Система" Новосибирска, которая работает в форме Некоммерческого партнерства и Нижегородское предприятие - ООО "Центр-СБК".
Времени до 2012 года у нас предостаточно, чтобы предложить уже конкретные схемы реорганизации МУПа, а существование предприятия в составе МУПа до 1 января 2012 года не противоречит законодательству. В любом случае администрация г. Саратова заинтересована в том, чтобы сохранить корректную систему расчетов платы за жилищно-коммунальные услуги, а также прозрачную систему стабильного прохождения информационных потоков для городского хозяйства и жителей города.

- Насколько схема перечисления денег поставщикам через МУП "ЕРКЦ Саратова" оправдана? Выгодно ли это муниципалитету, поставщикам услуг? Что будет, если управляющие компании: ТСЖ и ЖСК начнут сами перечислять денежные средства поставщикам?

- Перечисление денег в Единый расчетно-кассовый центр - это страховка от многочисленных рисков самих горожан. Если вдруг окажется, что управляющая компания оказалась недобросовестной, а, к сожалению, такое случается, или разорится, деньги плательщиков не пропадут. Они в любом случае будут перечислены поставщикам и ресурсоснабжающим организациям.
МУП "ЕРКЦ Саратова" - это предприятие, которое выступает гарантом экономической стабильности в перечислении платежей потому, что само предприятие подотчетно муниципальной власти и создает барьер в деятельности управляющих компаний.
Есть один немаловажный вопрос: жители уже привыкли и доверяют платежным документам МУП "ЕРКЦ Саратова". Когда же люди видят неизвестные им платежные документы - к ним возникает недоверие, и масса вопросов. Деятельность МУП "ЕРКЦ Саратова" должна снять социальную напряженность. В настоящее время в практике массовых расчетов достоверно известно, что независимая система расчетов является наиболее эффективной. Такая передача функций сокращает производственные расходы предприятий. Даже те, кто после введения Жилищного Кодекса решили самостоятельно заниматься расчетами и начислением платежей неизбежно столкнулись с тем, что у них не хватает во-первых опыта, больше идет затрат, больше издержек. Я уже не говорю про то, что многие управляющие организации даже не затрудняют себя заключением договоров с поставщиками услуг и теплоснабжающими предприятиями.
Смысл работы МУП "ЕРКЦ Саратова" - аутсорсинг расчетов и перераспределения платежей за жилищно-коммунальные услуги. К модели аутсорсинга прибегают сейчас очень многие компании, поскольку это гарантирует прозрачность денежных потоков. Экономически для города внедрение МУП "ЕРКЦ Саратова" позволяет сделать следующие вещи: увеличить скорость оборота денежных потоков от населения к поставщикам и увеличить валовый доход для городского бюджета. В том числе за счет разработки комплекса мероприятий по возвращению задолженностей населения. Поэтому если мы говорим про повышение уровня собираемости платежей и оздоровлении жилищно-коммунального хозяйства, этого можно добиться только с "ЕРКЦ Саратова".
Помимо этого, только на базе МУП "ЕРКЦ Саратова" возможна интеграция с базами данных других городских организаций, которая позволила бы запустить социальные программы и программы поддержки населения. Еще одна немаловажная деталь - унификация системы платежей позволяет сократить издержки управляющих организаций и предприятий. Большое внимание уделяется установке у физических лиц приборов учета. На базе МУП "ЕРКЦ Саратова" возможно установить автоматизированную систему учета показаний приборов учета.
Говорить о том, что сейчас происходит массовый уход управляющих организаций из Центра нельзя. С 1 января 2009 года из "ЕРКЦ Саратова" ушло несколько управляющих организаций. Но и пришли новые. Происходит просто некоторая ротация, но это нормальный рабочий процесс. Уход управляющих компаний, естественно, влияет на экономическую эффективность работы предприятия, что сказывается на снижении доходов. Но в целом гораздо страшнее, когда сами управляющие организации ведут расчетно-кассовую работу. Это означает возврат на десятки лет назад и вызовет негативные последствия для города, поставщиков коммунальных услуг и жителей города. Ведь для самих управляющих организаций экономически выгоднее работать с "ЕРКЦ Саратова", тарифы предприятия низкие. Они гораздо больше понесут убытков, если начинают самостоятельно рассчитывать жилищно-коммунальные услуги, печатать платежные документы и принимать платежи и вести разъяснительную работу с населением.
Другой вопрос, насколько сами управляющие компании заинтересованы в прозрачности расчетов: ведь как правило уходят из МУП "ЕРКЦ Саратова" те, кто не заинтересован в том, чтобы их финансовая деятельность была подконтрольна населению и городской власти.

- Как будет развиваться МУП "ЕРКЦ Саратова" в ближайшее время? (будут ли вводиться новые услуги, способы оплаты и т.д.)

- Вполне возможно, что МУП "ЕРКЦ Саратова" сместит акцент в своей работе, станет расчетно-информационным центром и передаст свои полномочия по сбору денежных средств с населения сторонним сборщикам, оставив за собой полномочия только по консультированию граждан. То есть из расчетно-кассового центра станет информационно-вычислительным и консультационным. Такие услуги населению мы оказываем и сейчас, причем никто кроме нас их не предоставляет. Только акцент в деятельности немного сместится.
Повторюсь, что мы рассматриваем вариант открытия больших абонентских пунктов приема населения, в которых наши специалисты будут вести преимущественно консультационную работу. Функции же приема денежных средств в такой конфигурации перейдут на 100% к сторонним сборщикам: Почте России, Сбербанку РФ, коммерческим банкам.
Новые услуги будут вводиться и для населения, и для управляющих организаций. Новые виды оплаты также будут введены: прием денежных средств через платежные терминалы, оплата банковских кредитов и т.д. Но при любом раскладе именно ведение в МУП "ЕРКЦ Саратова" всей совокупности расчетных функций - начисления, контактной работы, контроля оплат - может обеспечить социальную "защиту" населения от возможных ошибок и позволит вести всю работу по единой общегородской методике, соблюдая работу "одного окна".

(ИА «СаратовБизнесКонсалтинг», 06 марта 2009 г.)
 

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации