23 мая 2008 10:11

НА ДОРОГЕ НЕ ВАЛЯЮТСЯ (интервью с председателем городского комитета дорожного хозяйства Валерием Данилиным)

Решение одной из главных проблем Саратова по-прежнему упирается в деньги. Состояние саратовских дорог по-прежнему остается притчей во языцех. Выделяемых средств хватает лишь на содержание магистралей областного центра, их текущий ремонт. В ситуации хронического недофинансирования многих отраслей муниципального хозяйства администрация Саратова прилагает максимальные усилия не только к тому, чтобы изыскать дополнительные средства для ремонта городских дорог, но и проконтролировать качественное выполнение работ, проводимых в рамках предусмотренного финансирования. На недавнем постоянно действующем совещании при заместителе председателя правительства области Александре Стрелюхине областное руководство покритикивало саратовских дорожников за низкую интенсивность проведения в городе текущего ремонта автомагистралей. По информации Александра Стрелюхина, ежедневно в Саратове делается 100 квадратных метров ямочного ремонта. Учитывая, что всего в этом году надо «залатать» 8000 квадратов, зампред усомнился, что это можно назвать «темпами». Насколько обоснованы претензии зампреда, и как вообще обстоят дела в дорожном ведомстве, «СП» рассказал председатель городского комитета дорожного хозяйства Валерий Данилин. Без техники – никуда - В этом году сроки ямочного ремонта на основных магистралях были сокращены на два месяца. С чем это связано, и справляется ли город с новыми темпами? - Руководством администрации города была поставлена задача ускорить в этом году темпы ямочного ремонта, и с этой задачей мы в основном справляемся. В текущем году мы уже сделали порядка 7 тысяч «квадратов» ямочного ремонта. Это больше, чем в году минувшем. К нашим МУПам, которых у города три, на субподряд привлекали частников. Совместными силами работа спорится быстрее. Конечно, проблема недофинансирования дорожного ремонта в Саратове налицо. В этом году средства на содержание дорог были увеличены, и это не преминуло сказаться и на ямочном ремонте. По озвученному Александром Стрелюхиным числу «сто» нельзя объективно судить об общей ходе дорожного ремонта в Саратове. Дело в том, что совещание, на котором были озвучены данные о низких темпах ямочного ремонта в Саратове, проводилось сразу после 9 мая. В праздничные дни действительно было снижение объемов работ, поскольку не все частные организации работают в выходные. А вообще, 320-370 «квадратов» в день для нас – обычная норма. - Еще одна прозвучавшая на заседании претензия состояла в том, что город якобы «затягивает» конкурсы и «размазывает освоение средств». Что можете на это ответить? - Нас упрекают в том, что конкурс на приобретение новой дорожной техники был объявлен 20 апреля. Но тому есть свое объяснение. В начале года из городского бюджета было выделено 30 млн. рублей на приобретение техники. Этого, естественно, было мало, и область пообещала помочь, выделив дополнительно 50 млн. рублей на условиях софинансирования. Зимой конкурс мы не могли проводить, поскольку он объявляется сразу на всю сумму, которой на тот момент у нас еще не было. У области было условие. Нам сказали, что средства будут выделяться исключительно под программу, которой у города не было. И мы в срочном порядке были вынуждены ее разрабатывать. По процедуре программа должна пройти все инстанции по согласованию и утверждению, а это – время. Но мы все сделали и 20 апреля объявили тендер. 20 мая он прошел, будет приобретаться 39 единиц техники на 80 млн. рублей. Что в этой ситуации значит «размазываете средства»? Наоборот, мы их сконцентрировали. - Этих 80 миллионов, о которых вы говорите, хватит на то, чтобы полностью покрыть потребность города в технике? - Нет, конечно. Нормативная потребность городского комитета дорожного хозяйства, который обслуживает 40% саратовских дорог, - 238 единиц техники. В наличии 138. Из них реально используется только 115, потому что техника имеет серьезный износ, ее нужно менять. Много денег уходит на ремонт. Еще раз подчеркну, что озвученная мной потребность - это только то, что необходимо комитету. Есть ведь еще районы, которые тоже занимаются содержанием дорог, тротуаров, зеленых зон и других территорий. У них свои бюджеты, и им тоже необходима техника. В прошлом году город приобрел 26 машин для поддержания в чистоте и порядке объектов дорожно-уличной сети Саратова, и это был прорыв. Тем не менее, техники все равно не хватает. Сложности связаны, как всегда, с финансированием. Средства выделяются в малом количестве и не регулярно. «Баш на баш» - Как вообще складываются бюджетные взаимоотношения между городом и областью? Помогает ли в решении проблемы механизм софинансирования? - Несомненно. Как я уже сказал, область помогла нам с приобретением техники. Кроме того, областью были выделены 100 млн. на ремонт дорог – в дополнение к нашим 65 городским миллионам. Тендеры по привлечению подрядчиков уже идут, составлен перечень объектов, который прошел согласование с депутатами городской Думы и утвержден к ремонту в этом году. Конкурс пройдет в первой половине июня, окончание намечено на август. В целом бюджетные отношения между городом и областью стали несколько лучше. Областных денег, как нетрудно заметить, больше, чем городских, но это и понятно, ведь и бюджет областной несравнимо мощнее городского. Все понимают, что бюджет Саратова должен быть на уровне 10 млрд. рублей, а в реальности он составляет около 6 млрд. - Если говорить о проблеме в целом, на чьи средства по закону должен осуществляться ремонт дорог? - По закону, все дороги, которые находятся в черте муниципального образования, являются его собственностью. Их ремонт и содержание целиком ложится на плечи города. А вот источник финансирования может быть разный. Это могут быть федеральные, областные или городские средства. В прошлом году впервые за многие годы городу на ремонт дорог было выделено 858 млн. рублей. Из них 671 миллион – это федеральные деньги. Правда, поступили они только во второй половине года. Это при том, что дорожный сезон заканчивается в октябре, а если повезет с погодой – в ноябре. Очень сложно было выполнить такой большой объем работы за столь короткий период времени. Но мы по большей части справились. Весной совместно с областным комитетом по строительству и эксплуатации дорог провели контрольную проверку всех 180 объектов. Площадь выявленных дефектов составила 0,7% от общей площади отремонтированного покрытия. Это достаточно мало, то есть ремонт был качественным. Надо учесть, что проверка проводилась достаточно пристрастно. К сожалению, в этом году федеральных средств нет, так что в ремонте дорог обходиться придется своими силами. На вес золота - Сейчас много говорится о подорожании материалов. Действительно ли оно имеет место и как это скажется на городских дорогах? - Да, безусловно, подорожание есть, и довольно значительное. Дорожает все – щебень, битум, другие стройматериалы, использующиеся в процессе дорожного ремонта. Подорожание битума напрямую связано с ростом цен на нефть на мировых рынках. Не секрет, что она доходит уже до 120 долларов за баррель. А поскольку битум является продуктом нефтеперерабатывающего производства, соответственно, дорожает и он. По прогнозам специалистов, цена битума будет достигать 12 тысяч рублей за тонну. И случится это аккурат в середине сезона. Как это скажется на дорогах? Отрицательно, естественно. Потому что, если аукцион прошел, а проводится он один раз на весь сезон, то цена лота не меняется, и проблемы приобретения подорожавших материалов становятся проблемой подрядчика. На качестве это не может сказаться - за качеством следят лаборатории, и некачественно выполненные работы не принимаются. Значит, подрядчику придется идти на определенные издержки. - Расскажите подробнее о контроле качества. Кто и как контролирует в Саратове выполнение ремонтных работ на дорогах? - Контроль многоступенчатый. Основным контролером является «Росдортех» - организация, которая осуществляет контроль на федеральном уровне, имеет лицензию на все виды контроля. Когда-то это был ГУП, теперь ЗАО. Но структура, специалисты, подходы остались прежние, и они достаточно жесткие. Организация имеет возможность всесторонне исследовать качество продукции, геометрические параметры объектов. Если качество неудовлетворительное, дефект либо исправляется подрядчиком, если это возможно исправить, либо просто не принимается. Еще объекты принимают ГАИ, наша лаборатория, лаборатория подрядчиков и областной дорожный комитет. - Если контроль настолько серьезен, откуда берется брак? Почему многие горожане по-прежнему считают качество саратовских дорог неудовлетворительным? - Потому что сложная обстановка с дорогами сложилась в регионе не сегодня и не вчера, а лет двадцать назад. И теперь для того, чтобы дороги привести в нормальное состояние - я не говорю в ГОСТовское, а просто в приемлемое проезжее состояние, необходимо порядка полутора-двух десятков миллиардов рублей. Естественно, таких средств нет. В городе два миллиона двести пятьдесят тысяч квадратных метров дорог, которые никогда не имели асфальтового покрытия. И я постоянно повторяю, что я, как председатель комитета, не удовлетворен состоянием городской дорожной сети. Про тротуары, дворы я вообще не говорю. Я не говорю про «внутрикварталку» - туда вообще никто не заходил на протяжении многих лет. Я не говорю про путепроводы, которых в Саратове пятнадцать… Осторожно: мост закрывается! - В Саратове в этом году будут строиться новые дороги или расширяться старые? - У города на строительство дорог денег пока нет. В городском бюджете сегодня финансируется только две статьи – содержание и ремонт. Но сейчас мы ведем разговор о выделении средств под реконструкцию и строительство. В следующем году на несколько месяцев закрывается мост через Волгу. 45 тысяч единиц техники будут двигаться по единственному мосту в районе села Пристанное. А затем по Усть-Курдюмскому направлению – в Саратов. Сейчас это направление и без того одно из самых тяжелых в городе, на участке обхода аэропорта в «часы пик» стоят километровые пробки. А если туда добавить еще 45 тысяч машин, мы получим дорожную проблему, которая затмит все остальные… - Что же делать? - Проблему целиком решить не удастся, но мы постараемся смягчить ее последствия. У нас есть проектное предложение на эту тему. Мы хотим расширить проезжую часть в районе аэропорта. На это необходимо порядка 100 миллионов рублей. Проектное решение, как я уже сказал, есть, дело за финансированием. Потребуется обратиться за помощью к области, возможно, частично изыщем средства из городского бюджета. Делать это нужно уже в этом году. В следующем будет уже поздно. Карина Вишневская (газета «Саратовская панорама» от 21 мая 2008 г.).
Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации