27 сентября 2007 16:18

Генеральный план застройки Саратова (интервью)

Интервью с главным архитектором Саратова Владимиром Виричем о будущем архитектурном облике города Саратова. - 10 лет продолжалась работа над Генеральным планом застройки Саратова. Документы, наконец, подготовлены и сейчас проходят ряд общественных слушаний. Но, все-таки, не все понимают, что такое Генеральный план застройки Саратова. Расскажите об этом подробнее. - Генеральный план - важный документ, регулирующий практически все аспекты жизни города. Современное законодательство трактует его как план территориального развития города. Параллельно с ним должен действовать, и он уже разработан, другой важный документ - «Правила землепользования застройки». Эти два документа должны решать все проблемы по застройке города в ближайшем будущем. Действительно, сегодня оба эти проекта завершены. На самом деле работа продолжалась не 10 лет, она велась и 20, и 30 и даже 100 лет назад, потому что наш Генплан – это не план чистого листа, а прежде всего план преемственности положительных и важных традиций. Он призывает решить те проблемы, которые отмечались в предшествующих Генпланах, но по тем или иным причинам не были реализованы. - То есть, это вековое наследие проблем? - Я бы сказал наследие нескольких десятилетий, по крайней мере послевоенных лет, я имею в виду Великую Отечественную войну. Сегодняшний Генплан – это первый план, созданный в условиях нового государства, нового законодательства, новой гражданской психологии, которая сейчас формируется. Он появился в условиях формирования новых социальных институтов, таких, как институт частной собственности на недвижимость. Раньше его не существовало. Этот Генеральный план новаторский, но во многом он традиционен и преемственен. Мы видим, что главной причиной сегодняшнего состояния города, в некоторых аспектах кризисного или предкризисного состояния, является нереализация тех решений, которые были заложены в предыдущих Генеральных планах. - Кто же занимался этим самым Генпланом, я имею в виду его современным вариантом? - Традиционно над Генпланом мы всегда работаем объединенным коллективом, часть которого составляют наши московские коллеги, которые обладают и широтой кругозора, и знанием научно методических основ разработки таких сложных документов. Но вначале 90 годов, когда мы еще приступали к концепции Генплана, стало ясно, что необходимы привнесения знаний местных условий, традиций, которыми обладают только саратовские архитекторы. Вот этого всегда не хватало, на мой взгляд, в предшествующих планах, которые разрабатывались исключительно в Москве. Сегодня коллектив очень широкий. Здесь участвуют наши коллеги из «Днепрогора», СниП градостроительства, схему теплоснабжения нам делали наши уральские коллеги, саратовские архитекторы из «Саратовгражданпроекта». При разработке Генплана нам пришлось выступать в двух лицах, в качестве заказчика проекта и также в качестве генерального проектировщика. - Скажите, когда закончится точечная застройка центральных районов города? - Этот вопрос не совсем касается Генерального плана, но сегодня действительно такая проблема существует. В условиях нашего отношения к этой проблеме, естественно, этот термин приобрел отрицательное содержание. Но в условиях исторически сложившейся среды, конечно, трудно представить себе центральную часть города с тотальным сносом кварталов, возникновение некой совершенно новой архитектуры. Выборочная или точечная застройка, все равно будет существовать, потому что реализация даже комплексного проекта все равно начинается с отдельного здания. Другое дело – это вопрос тактичности, профессионализма архитекторов и заказчиков. Конечно, этого сложно добиться. Но сейчас такие бездумные решения прекращены. Массовое жилищное строительство перемещено в периферийные районы города. А центр остается, прежде всего, объектом для размещения строительства уникальных зданий. Мы будем обязательно требовать самого высокого качества архитектуры, композиционных и планировочных решений, в том числе и по инженерной обеспеченности этих зданий. - Вы сказали, что в Генплане будет затронута система теплоснабжения. А вот что касается системы водоснабжения? Ведь ни для кого не секрет, что она уже сильно изношена? - Генплан, естественно, касается проблемы инженерных коммуникаций в целом. Сегодня мы видим, что плохое техническое состояние, неразвитость инженерно-коммуникационного каркаса становится буквально тормозом на пути развития города. Решению проблемы инженерных коммуникаций в Генплане уделено очень пристальное внимание. Мы провели государственную экспертизу и получили положительное заключение по решению, связанному с инженерными коммуникациями, в том числе и в системах водоснабжения и водоотведения. Здесь сложилась следующая ситуация. В течение многих лет наши водозаборы располагались на правом берегу Волги, практически в черте города. Начиная от нашего первого исторического водозабора под мостом, в последствии водозаборы отходили все выше и выше. Город догонял, как бы наползая на них, что привело к созданию очень сложной системы водоснабжения, которая имеет в связи с этим некоторые недостатки. Это в конечном итоге сделало совершенно невозможным обеспечение зон санитарной охраны водозаборов. Вследствие этого возникли некоторые трудности, которые надо решать с территориальной точки зрения. Меняются технические возможности, а вот территорию, географию мы изменить не в силах. Поэтому было принято решение исключить системы водоснабжения от взаимодействия с территорией города и перенести их непосредственно в Волгоградское водохранилище. Тем более, что по нормам наш город должен иметь два альтернативных источника водоснабжения, чего никогда не было: открытый из водохранилища и один закрытый из подземного источника. Такие запасы воды есть на левом берегу Волги в районе села Генеральское. Такая схема была предложена. Мы брали бы воду из этих двух источников, затем напорными водоводами мы направляли бы их в район поселка Дубки, затем по системе водоводов, используя во многом и сложившуюся сеть, уже подавали бы жителям в районы города. Мы увидели, что такая система была предложена в Генплане 1939 года, но не реализована. Теперь мы поднимаем ту же систему, но будем решать все на новом технологическом и техническом уровнях. - Не выгоднее было бы сносить одноэтажные дома в районе Сенного рынка и строить новые, выплачивая компенсации живущим там людям, чем строить дома на окраинах в северной и северо-западных частях Саратова? - Здесь проблема не в выгоде. Мы говорим о проблемах территориального развития, связанных с застройкой новой территории. Такие территории у нас имеются только в северной части на территории полей НИИ Юго-Востока, где развивается микрорайон Солнечный-2, который был спроектирован в Генеральных планах более 30 лет назад, и в северо-восточном направлении вдоль Курдюмского тракта. Там есть свободные земли, которые были спроектированы 20 лет назад. А территории вокруг Сенного рынка предназначены для развития альтернативного центра. Сейчас уже готовится к аукциону строительство следующего микрорайона в Солнечном поселке, а микрорайон в Новосоколовогорском поселке уже запроектирован и скоро будет воплощаться в жизнь. В остальных районах города жизнь тоже не замрет. Строительство будет продолжаться и в Заводском районе, и в северно-западной части Ленинского района, но это строительство не будет связано с расширением территории города. Безусловно, главным направлением, к которому наш город придет, это наше северо-западное направление на Москву. - Как будет связан с городом новый микрорайон 1А в Солнечном поселке? - Этот микрорайон начал проектироваться в конце 80-х годов. Для связи микрорайонов мы должны решить проблему транспортных коммуникаций, связи. Она будет решаться путем восстановления тех дорог, которые когда-то существовали, но в силу различных причин исчезли. Например, улицы Танкистов и Плодородная, которые были перекрыты заводом «Корпус». Нужно воссоздать это направление, здесь не нужно никаких колоссальных затрат и сложных технических решений, просто нужно взять и нормально построить эту дорогу. Также нужно построить простые плоскостные сооружения по 6-му Соколовогорскому проезду и ул. Аэропорт и тем самым связать центр с этими двумя направлениями. И самое главное, проложить хордовую магистраль, которая связала бы Усть-Курдюмский мост с улицей Антонова в Солнечном поселке. Таким образам, соединив две периферии, мы исключили бы избыточную нагрузку на центр. Плюс ко всему, развитие электротранспорта, прежде всего трамваев, который мы рассматриваем как подвозящий скоростной транспорт из периферийных районов города к центру. - Особый вопрос о лице города - Набережной. Что собираетесь делать с этим объектом? - Наш город Саратов занимает более тридцати километров береговой полосы. Парадоксально, что из этих 30 километров город имеет всего один километр благоустроенной набережной. На это есть свои причины, например, формирование промышленного комплекса в 19 веке, прокладка железнодорожных путей, которые сформировались в это же время. И сегодня мы видим, как наш центр пытается выйти к реке, и не может. Появляется определенный конфликт, который мы все видим. Поэтому мы должны принять все меры, чтобы обеспечить выход центра к Волге и, естественно, заняться самим центром. И здесь проблема, как инженерная, так и архитектурная, эстетическая, экологическая, потому что те береговые укрепления, которые были построены в конце 50-х, начале 60-х годов никогда не реконструировались и нуждаются в срочной реконструкции. Об этом уже было неоднократно сказано, и это тоже не изобретение Генерального плана. Уже выполнен проект перепланировки береговой полосы, набережная должна быть удлинена приблизительно на 3,7 км. Уже выполнено технико-экономическое обоснование этого проекта. Оно подтверждено положительным заключением государственной экспертизы. (Ведущая – Юлия Конькова, программа «Прямая речь», «ТВ-Центр Саратов», 26 сентября 2007 года)
Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации