09 августа 2007 15:51

Владимир Вирич: Генплан Саратова – это реальное будущее нашего города (интервью)

Завершена работа над генеральным планом города Саратова, которая длилась почти десять лет. В чем отличительные особенности этого значительного коллективного труда и как будет развиваться наш город в ближайшие десятилетия? Об этом рассказывает главный архитектор города, председатель комитета по архитектуре и градостроительству администрации города Саратова Владимир Вирич. Именно комитет по архитектуре стал и заказчиком, и, по сути, главным проектировщиком генерального плана. – Впервые в истории города новый генплан разрабатывался во многом силами саратовских архитекторов. Еще одну особенность можно выразить девизом: «Реалистичность и поэтапность», так как в отличие от предшествующих периодов генплан раскрывает прежде всего динамику развития города, в основе которой лежит комплексная оценка реалий и самого градостроительного потенциала. Современный генплан посвящен решению самых актуальных проблем города. По сути, он вобрал в себя все те проблемы, которые десятилетиями фигурировали в нашей градостроительной документации, в генеральных планах Саратова 60-х, 70-х, 90-х годов, но так и не были реализованы по разным причинам. Отсутствие реализации градостроительных планов предшествующего периода привело к тому, что в настоящее время город оказался в предкризисном и даже кризисном состоянии. Поэтому так важно, что понимание и осознание этой ситуации руководством города позволило перейти к принятию мероприятий по выходу из этого состояния. В то же время новый генплан преемственен и традиционен. Он сохраняет и усиливает лучшие традиции, что удалось достичь корректным сочетанием знаний методических основ, научных подходов, которыми обладают столичные коллеги, работники центральных институтов, и пониманием местных условий, а также бесспорным привнесением личностного отношения к городу саратовских архитекторов. В отличие от предшествующих проектов новый генеральный план разрабатывался в условиях становления градостроительного законодательства. Он представляет собой единый комплекс территориально-пространственного и инженерного развития города на современной законодательной основе. Преемственность Саратов имеет 400-летнюю историю, и каждый новый генеральный план обладает преемственностью, вбирает все вопросы и решения, которые не были реализованы предшественниками. В этом смысле разработчики генплана не открывали Америки и ничего не изобретали. Он является не продуктом их фантазий, а плодом серьезного анализа, попыткой понять объективные законы развития, которые привели город к сегодняшнему состоянию, и намерением привести к планомерному позитивному развитию все его структуры. Сложившееся состояние города не случайно, оно развивалось в результате сложных процессов, имеющих большую временную пролонгацию. Предшествующие разработки генпланов, как правило, игнорировали причины и следствия развития отрицательных явлений и представляли собой некую декларацию того состояния, которое хотели бы видеть авторы, а вовсе не раскрывали пути решения проблем. Нереализация намеченных решений – главная причина существующего положения. Градоэкологические вопросы Красной нитью во всех решениях нового генплана проходит гуманистическая идея, отраженная в самом крупном его разделе «Охрана окружающей среды», несмотря на то, что действующий градостроительный кодекс вообще не требует разработки такого раздела. Но ведь главная цель генплана – создание благоприятной и безопасной среды жизнедеятельности населения, поэтому мы сознательно пошли на отступление от кодекса. На основе анализа оценки окружающей среды и градостроительной ситуации разработана научно обоснованная, экологоориентированная составляющая – это целостная система природоохранных, средозащитных и ресурсосберегающих мероприятий планировочного, инженерно-технического и организационного характера. В этой связи основными задачами являются: реальная оценка состояния всех видов природной и антропогенной среды, выявление основных источников техногенных воздействий, определение приоритетных экологических проблем и оценка тенденций изменения окружающей среды на будущее с учетом предлагаемых решений. Динамика развития ситуации оценивалась за минувшие 15 лет. За этот период наблюдалось резкое сокращение вредных выбросов в атмосферу от стационарных источников (на 80%) – с 111,8 тыс. тонн за 1993 год до 26 тыс. тонн в 2000 году. Но к 2005 году в связи с оживлением работы промпредприятий объем вредных выбросов начал увеличиваться. Зато валовой выброс от автотранспорта оставался значительным – 129 тыс. тонн в год. Почти 40% выбросов от автотранспорта приходится на центральную часть города, которая составляет всего лишь 3% от общей городской площади. В целом индекс загрязнения атмосферы Саратова очень высок, наш город входит в число 30 наиболее загрязненных городов России. На территории города определены проблемные ареалы: в Заводском районе – южная часть, где расположены «Саратоворгсинтез» и НПЗ, и северная часть, где «делает погоду» завод автономных источников тока. В Ленинском районе – вокруг «Саратовстекла», «Рефлектора» и СЭПО. В центральном историческом районе (Кировский, Фрунзенский, Октябрьский) – промышленное ядро: заводы «Электроисточник», «Нефтемаш-Сапкон», «Серп и молот», «Газаппарат». Характерной особенностью города становится ухудшение шумового режима: свою долю децибелов вносят все источники – автотранспорт, железнодорожная сеть, зоны подходов к аэропорту. Состояние водных объектов определяется объемом сточных вод – 165 млн куб. м/год, сбрасываемых в водохранилище, подавляющая часть из них – поверхностные неочищенные стоки. Акватория Волгоградского водохранилища – еще один проблемный ареал, здесь и выпуск городских очистных сооружений, и техногенные отмели, нанесенные загрязненными водами Токмаковского, Залетаевского и других оврагов, реки Чернихи, где расположены отстойники промсбросов. Крайне неблагополучно состояние зеленых насаждений города. Статус охраняемых природных территорий составляет всего лишь 1,5% от площади Саратова. Относительно удовлетворительное состояние окружающей среды наблюдается в западной и северно-западной зонах, приуроченных к территории Кумысной поляны, сельскохозяйственных земель и неосвоенных земель Новосоколовогорского планировочного района. Аналитические выводы о состоянии окружающей среды позволили разработать стратегию градостроительных преобразований. Во-первых, это реконструкция, направленная на определенное удерживание от «расползания» города, захватывания важных эколого-стабилизирующих территорий. Приоритетным районом гражданского строительства должны стать Гусельская, Елшано-Курдюмская ландшафтные зоны северо-восточного и северного направления в связи с относительным экологическим благополучием. Во-вторых, организация промышленных узлов на основе нормативов санитарно-защитных зон, безусловный отказ от строительства новых предприятий в городской черте. Для этих целей необходимо использовать уже существующие промузлы с крайне низкой плотностью. В-третьих, формирование природного каркаса города, пространственно связанной сети зеленых насаждений, в том числе зеленых коридоров, опирающихся на два главных элемента экосистемы – леса Кумысной поляны и акваторию Волгоградского водохранилища. В-четвертых, упорядочение и трансформация транспортной структуры. Далее – решение проблем инженерной инфраструктуры, в первую очередь водопотребление и водоотведение, включая вынос основного водозаборного устройства в акваторию водохранилища, использование подземных водозаборов, в основном левобережной территории. Следующий принцип – конкретизация общей стратегии деятельности на территории города. Территориально-планировочное развитие Решения генплана в целом основаны на двух утвержденных планировочных документах: «Концепции генерального плана развития города Саратова» (1993 г.) и «Схемы функционального зонирования и транспорта к генеральному плану г. Саратова» (1997 г.) – и направлены на дальнейшую конкретизацию и обоснование этих решений. Основными планировочными направлениями развития городской застройки приняты северо-восточное вдоль Усть-Курдюмского тракта и северное – район поселка Солнечный. С этими направлениями связано развитие массового жилищного строительства, размещение крупнейших центрообразующих комплексов и развитие инженерно-транспортной инфраструктуры. Северо-западное планировочное направление по Московскому шоссе носит второстепенный характер, что связано со спецификой современного состояния промышленного комплекса Саратова. Такого же уровня южное планировочное направление. Развитие второстепенного планировочного направления, а также центральной части города предусматривается за счет реконструкции. Основной площадкой реконструкций становится центральный планировочный район, где сосредоточено порядка 30% городского населения и 37% мест приложения труда в производственной и непроизводственной сферах, причем в непроизводственной сфере (предприятия обслуживания, культурно-зрелищные, административно-деловые учреждения) количество мест приложения труда доходит до 51%. Вместе с тем отмечается необходимость создания альтернативного ядра центра, размещенного в полосе двух магистралей – Большой Горной и Соколовой, что нашло отражение в проектах планировки, разработанных ГУПП «Саратовгражданпроект» и ЗАО «Руспроект». Особое внимание уделяется развитию прибрежной полосы на всем протяжении центрального планировочного района. Прежде всего – Предмостовой (Славянской) площади с развитием в сторону Затона и путепровода по ул. Чернышевского, реконструкция существующей набережной и прибрежной территории от Бабушкина взвоза до территории бывшего кожзавода по проекту, выполненному «Саратовгражданпроектом» в 1997 г. Основным принципом освоения прибрежной территории является организация выходов центрообразующих структур (объектов) непосредственно на берег Волги. Это потребует выноса стихийно сложившихся коммерческо-складских и производственных предприятий, лодочных станций, а также железнодорожных путей от Улешовской нефтеналивной станции до комбикормового завода. Одновременно предусматривается реконструкция берегоукрепительных сооружений с устройством и благоустройством набережной за счет воссозданных дополнительных территорий. Дальнейшее развитие системы центрообразующих объектов предполагается в виде линейно-узловых структур по основным и второстепенным планировочным направлениям. Особое внимание уделяется развитию центра – прежде всего Новосоколовогорского района и поселка Юбилейный, по Курдюмскому тракту с развитием узла районе Гусельского моста. В северном направлении – развитие центра в жилых районах Солнечный-1 и особенно Солнечный-2, где предусматривается массовое жилищное строительство объемом до 1,5 млн. кв. м в год общей площади. Генплан предполагает также развитие центрообразующей структуры в районе 3-й Дачной, создание узла – на 5-6-й Дачных. Развитие Усть-Курдюмского планировочного направления – это реализация «Схемы планировки Новосоколовогорского планировочного района» («Саратовгражданпроект», 1992 г.) со строительством 1-го микрорайона в объеме до 320 тыс. кв. м общей площади и дальнейшее развитие малоэтажного и индивидуального жилищного строительства. Здесь следует отметить растущую тенденцию по переводу ранее выделенных для индивидуального строительства территорий под многоэтажную застройку и размещение центрообразующих объектов. В соответствии с генпланом необходимо соблюдение строгого баланса между застраиваемыми и реконструируемыми территориями, учитывая существующие природные комплексы этого направления – залесенная овражно-балочная сеть и возможности организации выходов застройки на берег Волги. Второе по значению – северное планировочное направление, фокусом которого является дальнейшее развитие жилого района Солнечный за счет земель НИИ Юго-Востока по проекту детальной планировки, выполненному «Саратовгражданпроектом» с корректировкой «Руспроекта». Северо-западное направление развивается за счет реконструкции освоенных, в том числе и индивидуальной застройкой, территорий с учетом границ Кумысной поляны, предложенной генпланом к переводу в ранг особо охраняемых природных территорий. Южное планировочное направление предполагает развитие центрообразующей структуры в районе сложившегося центра по проспекту Энтузиастов, а также дальнейшего развития Комсомольского поселка. В залинейной части Заводского района предусматривается смешанная застройка за счет реконструкции ветхого жилфонда и индивидуального жилищного строительства. Транспорт Основой решений генплана является утвержденная в 1997 г. транспортная схема, а также наработки в рамках незавершенного проекта комплексной транспортной схемы. Генеральный план отмечает практическое отсутствие развития транспортной инфраструктуры города на протяжении 25-30 лет при постоянном увеличении плотности и интенсивности транспортных потоков. Относительно магистральной уличной сети города выдвигаются следующие принципы. Первый – разделение решения проблем на две составляющие: реализация мероприятий 1-й очереди, не требующая сложных инженерных решений и крупнейших единовременных затрат. Второй – реализация мероприятий 2-й очереди, связанная с серьезной трансформацией транспортной сети и требующая крупных затрат на проектные и строительные работы. Эти предложения основаны на принципе территориальности, то есть фокус реконструктивных мероприятий должен быть территориально увязан с приоритетными планировочными направлениями, а также центральной частью города. В этой связи предлагается прежде всего воссоздание тех транспортных направлений, которые по разным причинам (перекрыты площадками промпредприятий, плохое техническое состояние и т.д.) не участвуют в транспортной работе системы в целом. Мероприятия по оптимизации движения в центральной части города, где невозможно расширение, а также пробивка магистралей, связаны с организацией непрерывного движения по двум основным магистральным улицам центра – Б.Горная и Соколовая с обязательной пробивкой от ул. Веселой до ул. Рогожина. Предполагается также организация строительства плоскостных саморегулируемых развязок по Соколовогорскому проезду (ул. Аэропорт) и строительство путепровода через Алексеевский овраг. В дальнейшем планируется строительство 2-й очереди Усть-Курдюмского тракта с выходом на существующий Гусельский мост. В северном направлении – воссоздание ул. Танкистов на всем ее протяжении в нормативных красных линиях. Необходимо формирование хордовой магистрали, соединяющей два основных планировочных направления. Трасса этой магистрали должна пройти от Гусельского моста по полям НИИ Юго-Востока в створ ул. Академика Антонова с дальнейшим выходом на улицу 2-я Прокатная и Московское шоссе. Таким образом, оба важнейших направления объединятся единой радиально-кольцевой транспортной системой. Северо-восточное планировочное направление, имеющее относительно удовлетворительную транспортную систему, также нуждается в строительстве саморегулируемой развязки на 1-й Дачной и в реконструкции пр. 50 лет Октября и ул. Шехурдина на всем их протяжении с обязательным воссозданием и включением в транспортную работу местных проездов по пр. 50 лет Октября. Одним из важнейших положений общей транспортной схемы является воссоздание кольцевой автомагистрали, проходящей по периферии центрального планировочного района, включая ул. Соколовую и Горную, транспортные развязки 1-й Дачной, а также реконструкцию Б.Садовой на всем ее протяжении и пробивкой через территорию завода свинцовых аккумуляторов с дальнейшим выходом через ул. Политехническую на южное планировочное направление – Ново-Астраханское шоссе и ул. Огородную. В южном планировочном направлении надо отметить необходимость реконструкции Ново-Астраханского шоссе и ул. Огородной с устройством саморегулируемых развязок, строительством ул. Барнаульской для разгрузки пр. Энтузиастов. Особое внимание генплан уделяет созданию улиц-дублеров основного транспортного потока по Усть-Курдюмскому планировочному направлению. Также дублером должна стать улица Братьев Никитиных. По северо-западному направлению дублером может быть ул. Добряковская с выходом на ул. Украинскую и Б. Садовую. По южному направлению потребуется реконструкция ул. Огородная с воссозданием нормативного поперечника красной линии. Основной принцип совершенствования сети городского пассажирского транспорта – это дифференциация движения разных видов транспорта относительно существующей и реконструируемой улично-дорожной сети. Например, первоочередные меры по реорганизации дорог должны коснуться рельсового транспорта – трамвая. Необходим вынос трамвайного движения из центрально-планировочного района и превращение его в подвозящий транспорт – из удаленных районов города к центрообразующим узлам: вокзалу, Крытому рынку, Сенному рынку. По железнодорожному транспорту необходимо завершение работ по созданию западного обхода – разъезд Ивановский–станция Татищево. Это исключит транзит, в том числе опасных грузов, через город. Предстоит вынос на линию западного направления обхода сортировочной работы, складов, терминалов и прочего, что даст возможность использовать часть высвобождающихся железнодорожных линий в черте города для развития внеуличного рельсового транспорта. По воздушному транспорту необходимо рассматривать вопрос о выносе аэропорта за пределы городской черты на нормативное удаление от границ застройки. Промышленность Основными принципами территориально-структурной организации промышленного комплекса города являются: 1) осуществление реконструкции, модернизации, размещение новых предприятий должны быть исключительно на существующих организованных промузлах: Зоринский, промузел южного планировочного направления, промузел Ленинского района (пр-т Строителей, ВСО). Генплан предусматривает развитие следующих промузлов: в районе станции Курдюм, площадка в продолжение Зоринского в северном направлении вплоть до деревни Латухино, площадка в районе разъезда Ивановский и в южной части Заводского района. 2) повышение коэффициента использования промтерриторий – размещение предприятий, интегрирующих разные виды производственной деятельности, – так называемых технокомплексов, технопарков. 3) разуплотнение промышленных территорий в центре города, освобождение в максимальной степени береговой полосы от промышленных застроек, что соответствует складывающимся в настоящее время процессам по преобразованию исторического промышленного пояса города. Инженерный раздел Анализ показывает, что одной из приоритетнейших проблем города является недостаточная развитость его инженерно-коммуникационого каркаса: инженерных коммуникаций и их головных сооружений. Генплан уделяет самое большое внимание рассмотрению всех слагаемых этого каркаса. Водоснабжение и водоотведение. Основным источником хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения в Саратове является Волгоградское водохранилище. Поверхностные водозаборы из водохранилища составляют 98% водоснабжения города. В настоящее время сложилась система многочисленных водозаборов, которые находятся в непосредственной близости к жилой и промышленной застройке, а некоторые (ВК-3) – в зоне действующего нефтепромысла. Это не позволяет создать надлежащие зоны санитарной охраны водозабора. По техническому состоянию и эксплуатационной надежности сооружения системы водоснабжения имеют значительный, а некоторые – полный износ. Генплан предусмотрел в соответствии с расчетами мощность водозаборных сооружений на перспективу до 800 тыс. куб. м в сутки (в настоящее время – около 590 тыс. куб. м в сутки). В соответствии с заданием и требованиями ГО и ЧС водопотребление необходимо обеспечить из двух источников: поверхностных водозаборов и подземных. В качестве подземного источника предлагается использовать разведанное и утвержденное Генеральское месторождение подземной воды. Предлагается вынос водозабора на перспективу непосредственно в водохранилище в районе острова Котлубань выше автодорожного моста у села Пристанное. Далее через систему водонапорных водоводов – на очистные сооружения в районе с. Дубки, затем в городскую сеть, в том числе через систему водоводов в Заводской район с устройством новых Мочиновских резервуаров. Предусмотрена также реконструкция элементов существующих систем водоснабжения. В связи с развитием города в северном и северо-восточном направлениях генплан предлагает реконструкцию системы водоотведения со строительством локальных очистных сооружений. В результате уменьшится протяженность канализационных сетей, затраты на перекачку насосными станциями, снизит нагрузку на станцию аэрации и обеспечит надежность системы в целом. Теплоснабжение В настоящее время суммарные тепловые нагрузки по г. Саратову составляют 2783 Гкал/час. Оптимизация сложившейся системы теплоснабжения основывается на дальнейшем развитии и использовании ресурсов централизованных систем. Одновременно предполагается вывод из эксплуатации 160 мелких муниципальных и ведомственных котельных. Особенностью предложений генплана является строительство и ввод в эксплуатацию прогрессивных источников теплоснабжения – газотурбинных ТЭЦ, строительство такой уже ведется в Ленинском районе и намечается в Волжском и Кировском. Газоснабжение Данный раздел является корректировкой схемы газоснабжения города, разработанной ОАО «ГипроНИИгаз» в 1989-1990 годах. В ней планируется реконструкция, а также прокладка новых газопроводов, предусматривающих увеличение потребления природного газа населением в 1,3 раза по сравнению с существующим. Потребность в газе коммунально-бытовых предприятий определяется выше современного уровня на 4%. В целом предполагается увеличение потребления газа на перспективу до 2015 года на 8,5%. Электроснабжение Схема электроснабжения города предусматривает в генплане необходимость переустройства существующей схемы сетей 220-110 кВт с необходимостью строительства новых центров питания 110 кВт. В то же время одним из принципов схемы является максимальное использование действующих сетей, сооружений подстанций закрытого типа, прокладка кабельных линий взамен воздушных. Схема инженерной подготовки территорий В генплане отмечается вся сложность проблем инженерной защиты и подготовки территории, связанных с особенностями рельефа: перепадом отметок – более 200 м, большим количеством действующих оползней, оврагов и техногенных нарушений рельефа, а также наличием горных отводов по добыче полезных ископаемых, разветвленной сети малых рек. Создание Волгоградского водохранилища способствовало резкому поднятию грунтовых вод и активизации оползневых и эрозионных процессов. Значительную роль в поднятии грунтовых вод и подтоплении территорий играют также техногенные причины. Генплан обеспечивает комплексный подход к инженерной подготовке территорий: мероприятия по защите от подтопления, от оползневых процессов и переработки берегов, меры по организации поверхностного стока с переустройством дождевой канализации, а также сбором и утилизацией дренажных стоков. Схема также предусматривает экономическую оценку ущерба от опасных техногенных процессов и оценку эффекта предлагаемых мероприятий. В настоящее время подтоплено около 5 тыс. га городской территории, в том числе около 2 тыс. га жилой застройки. Действует более 20 активных оползней общей площадью более 500 га. В ходе реализации систем инженерной защиты ожидается следующий эффект: - защита от подтопления грунтовыми водами более 2200 га; - защита от оползней – более 150 га территории жилой застройки, 1113 га промышленной застройки и около 18 км дорожно-уличной сети; - организация отвода поверхностных и дренажных вод с территории около 43 тыс. га; - предотвращение сброса более 2300 тыс. куб. м неочищенных поверхностных стоков, формирующихся на территории города. Предложения генерального плана – документа территориального планирования – после его утверждения станут основой для формирования и проведения осмысленной градостроительной политики в Саратове и одновременно важным инструментом управления развитием территории всего города. (газета "Известия" - Саратов", 09.08.2007)
Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации